Судьбы красных пианистов

Игорь Гарри Бондаренко
   Судьбы «красных пианистов.».
   В 1972 году я познакомился в Будапеште с резидентом советской разведки в Швейцарии в годы войны Шандором Радо( псевдоним- ДОРА).
   В марте 1973 года в журнале «Дон» опубликовал первый очерк «Его звали ДОРА».Более десяти лет я собирал материал к роману «Красные пианисты».Его первый вариант назывался «Красная тройка» и тоже  его опубликовал  журнал «Дон».И только в 1990 году в Воениздате в Москве вышел мой роман «Красные пианисты».Его следовало бы назвать «Красная капелла»,но уже под таким названием существовал роман французского писателя Жиля Перро, хотя в нем показана только «франко-бельгийская ветвь» «Красной капеллы»,и даже эта «ветвь» показана «усеченно».Жиль Перро «основывался» на рассказах Леопольда Треппера, который жил в Израйле  и Перро ставил перед собой цель реабилитировать Треппера. В какой-то степени это ему удалось .Но «Красная пианисты"» значительно «шире»  того, что описал французский писатель.
     «Красные пианисты» наиболее полная версия на сегодняшний день о «Красной капелле».
   Собирая материал, я шесть раз ездил в Будапешт и встречался с Шандором Радо. В 1980 году вместе с Радо я смотрел фильм, снятый венгерскими кинематографистами, но фильм этот на советский экран не попал. Я сразу «узнавал» его героев.К фильму Радо сам подбирал типажи, поэтому я мог себе наглядно представить, как выглядел тот или иной персонаж. Уже по рассказам Радо я представлял себе каждого из них: это- СИСИ., это-РОЗА, это-ДЖИМ… Фильм ,несомненно, дал мне дополнительную информацию.
    О группе Радо вышло много публикаций в разных странах, не буду их все перечислять. Многие  из них «грешили» не просто  неточностями, но  и  содержали фальсификацию.   Это заставило самого Радо написать  воспоминания. Сложность в моей работе заключалось в том, что я не должен был повторять воспоминания самого Радо и в то же время удовлетворить требованиям цензуры, а также  показать  работу не только швейцарской группы, но и основного ядра «Красной капеллы» , которое находилось в Германии.  С этой целью я 7 раз ездил в Берлин( тогда еще ГДР) и работал в архивах СД и гестапо.
     В предисловии к советскому изданию своих мемуаров «Под псевдонимом ДОРА» Радо писал: «Мне ли ,разведчику, отрицать роль разведки, ее информаторов, работающих в глубоком  тылу врага? Но усматривать в их успехах причины нашей победы- значит все ставить с  ног на голову. Исход войны всегда решался на поле брани. Побеждала та армия, которая имела более мощный экономический потенциал и людские резервы, была лучше вооружена  и подготовлена, превосходила противника силой духа.».
     Свой вклад в Победу внесли все рода войск: « царица полей»-пехота, «бог войны»-артиллеристы, наши славные летчики и моряки, которых немцы называли «черной смертью».В годы войны наши танковые войска покрыли себя неувядаемой  славой. Еще до войны композиторы сложили свои лучшие песни о них-«Три танкиста» и другие…Но отдавая должное пехотинцам, артиллеристам, летчикам, танкистам, морякам, мы не можем забывать об «особом подразделении»-разведке. Она была очень важным слагаемым нашей Победы. « Благодаря блестящей работе нашей военной разведки,- писал маршал Г. К. Жуков  в своих мемуарах,- весной 1943 года мы располагали рядом важных сведений о группировке немецких войск  перед летним наступлением….»
     Действительно, наша разведка оказалась на высоте в предвоенные годы и особенно- в годы войны. В единоборстве с гитлеровскими секретными службами она вышла победительницей.
    Уже познакомившись с Шандором Радо,  я чувствовал себя как бы в долгу перед этим человеком, а позже это чувство только стало острее, когда я узнал о судьбе  немецких антифашистов- Щулье-Бойзене, Харнаке и других. Тогда я сказал себе, что должен написать о них роман-хронику.
   Так  родился роман «Красные пианисты».
     Очень коротко о судьбах моих героев.
     В октябре 1945 года состоялся первый суд в Швейцарии над  членами группы Шандора Радо.Он окончился ничем…Но подули «ветры холодной войны» и пошло «новое разбирательство».На этот раз суд  Швейцарской Конфедерации предъявил обвинение Шандору Радо (Дора),Елене Янзен (Мария),Рашель Дюбендорфер ( Сиси),Эдмонду и Ольге  Хамммель ( Эдуард и Мауд),Александру Аллану Футу  (Джим), Рудольфу Росслеру (Люци),Христиану Шнайдеру (Тейлор).
    Радо,его жену Елену Янзен  Рашель Дюбендорфер и Александра Фута судили заочно. К моменту суда все они  находились вне  Швейцарии.
    Суд приговори Радо к трем годам тюремного заключения и на пятнадцать лет запретил ему въезд в Швейцарию.
    Супруги Хамели-Маргарита  и Маргарита Болли- швейцарские граждане- получили условный срок
    Христиан Шнайдер получил всего один месяц, который он уже отсидел. Военный трибунал учел, что он единственный признался, что работал на советскую разведку. Остальные же признавались, что они работали на  одну из «союзных держав», но отрицали назвать конкретно страну. Это было важнейшее требование нашей военной разведки.
    Рудольфа Росслера оправдали. Он работал на швецарскую разведку, она сотрудничала с английской разведкой. Когда 20 июля было совершенно неудачное покушение на Гитлера  и начались в Германии аресты, «информаторы» Росслера уцелели. Они не были числе заговорщиков.
   То, что с самого начала Росслер отказался  предоставлять какие –либо сведения о своих информаторах, «спасло» всех этих людей, и их имена до сих пор неизвестны.
    Вскоре послу покушения Росслер получил сообщение, что один из его информаторов стал ближайшим помощником  нового начальника генерального штаба германской армии, генерала Гудериана ,и тот продолжал ему поставлять ценные сведения.
     Росслер  после войны жил в Швейцарии и умер в 1958 году  в местечке Кринс, неподалеку от Люцерна, так и не раскрыв «своих источников».
    О судьбах немецких разведчиков-антифашистов можно прочитать в моем материале «Конец Красной капеллы». Он тоже «висит» на моей странице на «Прозе ру», а более подробно, кончено, в романе «Красные пианисты».
    В 1944 году в освобожденном Париже Шандор Радо и Рашель Дюбендорфер связались  с советским военным представителем и вылетели в Москву, где их на Лубянке арестовали, как «агентов-двойников», и они получили большие сроки- по 10 лет.
    Радо выпустили только в 1954 году и реабилитировали, но  вернуться на родину, в Венгрию, ему еще не позволили.Довод был таков: вы прилетели из Парижа  с советским паспортом, вы- советский гражданин… И предложили ему заведование кафедрой в Новосибирском е или в Ростовском университете. Но он отказался. Только после ХХ съезда партии он получил разрешение выехать на родину, в Будапешт, где возглавил институт картографии…
   Его жена Елена Янзен приехала к нему из Парижа в 1956 году, но она была уже тяжело больна и вскоре скончалась. Оба  сына жили после войны с матерью во Франции, там женились и остались навсегда.
    До самых последних дней Радо возглавлял институт картографии. Под его руководством была составлена «Единая карта  мира», что картографы других стран считали невозможным.
    Еще в 1980 году Радо еще много ездил по свету -Япония, Таиланд, европейские страны.. Ему шел 82 год.. В том же году он поехал в Австрию. С приемным сыном Андрашем.( с 1961 года у Радо была другая семья.)Андраш говорил мне в 1984 году, когда я приехал в Будапешт , чтобы положить цветы на могилу Радо:
« У него было такое чувство, что он прощается со своей юностью .Ему были  дороги  те места , где он начинал…».
    Радо давно страдал диабетом. В 1981 году  после больницы почувствовал себя лучше, но не надолго. Скончался он  20 августа 1981 года.
    Александр Фут (Джим, радист Радо, его оставила Радо Рут Вернер-разведчица, которая работала с Зорге, потом обучала Радо шифрованию),тоже после войны прилетел в Москву. Его не арестовали, а  послали в Великобританию, где ему надлежало  продолжить свою «работу» .Но как только Фут попал в Лондон, то порвал все контакты с Москвой, написал книгу «Справочник для шпиона». Умер в Англии своей смертью.
    Рут Вернер, она же Урсула Кучиниски( псевдоним «СОНЯ») из Швейцарии отправилась в Англию, где работала с физиком Клаусом Фуксом. Он сообщил ей ценные сведения о «Манхеттенском проекте»-американской  атомной бомбе .В последние годы она жила в Берлине. Советское правительство наградило ее двумя орденами Красного Знамени .Она выпустила тоже книгу воспоминаний «Соня радирует…».Я навестил ее в 1988году.Она занимала скромную квартиру неподалеку от Трептов- парка. Мне необходимо было уточнить некоторые детали, связанные с Александром Футом (ДЖИМОМ).Я спросил ее: «Вы полетели в Англию со вторым своим радистом  Джоном. Какова его судьба?» И услышал ответ: «Он сейчас прилег отдохнуть после прогулки, наверху…»В европейских домах( сейчас мы это видим в кино), как правило, есть что-то вроде второго этажа.
     Несколько слов о судьбах людей из «Черной капеллы».
    Генерал Тресков- начальник штаба на центральном  участке Восточного фронта после неудачного покушения на Гитлера в марте 1943 года, когда его помощник майор Фабиан фон Шлабрендорф передал полковнику Брандту, который прилетел с Гитлером, якобы для генерала Штиффа , бутылку французского коньяка. На самом деле  бутылку наполнили английской пластиковой взрывчаткой, но кислотный взрыватель на большой высоте при низкой температуре не сработал, так вот генерал Тресков после неудачного покушения 20 июля 1944 года, вышел на нейтральную полосу и имитировал  стычку с противником. При этом застрелился. Был похоронен с воинскими почестями в родном городе в Германии, но когда дознались, что он был одним из главных заговорщиков, то Гитлер распорядился  труп эксгумировать, сжечь, а прах развеять.
    Майор Фабиан фон Шлабрендорф избежал преследования офицеров после покушения полковника Штауффенберга 20 июля 1944 года и умер после войны своей смертью  в ФРГ.
     Самой яркой фигурой , на мой взгляд, был полковник Краус Шенк фон Штауффенберг..Однорукий и одноглазый полковник( ранения получил в Африке) совершил знаменитое покушение на Гитлера в его Ставке в «Вольфанце» возле Растенбурга. Он успешно пронес мину в портфеле и поставил портфель под массивный стол в комнате для совещаний. Гитлер всегда говорил, что его «спасает Провидение».Можно сказать, что так произошло и на этот раз. Только в лице «Провидения» «выступил» уже знакомый нам полковник Брандт. Именно он на этом совещании переставил портфель Штауффенберга по другую сторону стола, за массивную дубовую тумбу, когда Штауффенберг под предлогом, что ему срочно нужно позвонить в Берлин, покинул зал совещаний. Портфель «помешал» Брандту, он «попался» ему под ноги и он его переставил…Кроме того, совещание проводилось в бараке, а не в бункере, как обычно.Стояла  хорошая погода, и в воздухе не было самолетов противника поблизости. Так что «Провидение.», возможно, «хранило» Гитлера. Если бы взрыв произошел в «бетонном мешке», в  бункере, то , по всей вероятности, никто бы не уцелел. Сам Брандт на этот раз погиб и еще несколько человек. Остальные получили ранения разной степени тяжести. Гитлер же отделался ушибами, частичным, временным нарушением слуха.
     Прилетев в Берлин, уверенный, что диктатор мертв, Штауффенберг- начальник штаба резервной армии и генерал Ольбрихт, заместитель командующего резервной армией, уже стали подавать сигнал «ВАЛЬКИРИЯ».Этот сигнал означал- переход всей власти в руки военных, резервной армии в Германии, арест всех видных деятелей Третьего рейха и вступление в переговоры с союзным командованием. Генерал Фромм, командующий резервной армией, не поддережал своих подчиненных, он уже получил известие, что покушение сорвалось. Ольбрихта и Штауффенберга тут же  арестованли и расстреляли  во дворе штаба. Но это не спасло и самого генерала Фромма, его тоже казнили.
    Арестовали начальника военной разведки Абвера адмирала Канариса, его заместителя, активного заговорщика генерала Ганса Остера. Обоих казнили. О последних часах жизни Канариса есть свидетельство начальника датской военной  разведки  Лудинга. Он сидел  в соседней камере.8 апреля 1945 года в 2 часа ночи хлопнула дверь в камере Канариса. Подследственный Канарис только что вернулся с закончившегося процесса над ним и его сообщниками.Адмирал в стенку соседу простучал:»Мое время закончилось…»
     В 6 часов утра Лудинг услышал команду: «Всем раздеться донага…!Выходи!»- И шарканье ног в коридоре..
     Канарис, Остер, Бонхефер, Гере и Донаньи повесли в тюремном дворе 9 апреля 1945 года в 6 часов 30 минут.
     Вальтер Шелленберг, которого зрители, наверное, помнят по сериалу "17 мгновений весны", самый молодой генерал СС, после войны бежал сначала в Швецию, потом в Швейцарию.Оттуда его "забрали" англичане.Более трех лет он находился в Великобритании, делился "опытом" с сотрудниками "Интеллидженс сервис".За это время он только один раз покидал Лондон и выступал свидетелем на Нюрнбергском процессе и "разоблачал" Кальтенбруннера.Английская секретная служба пыталась его вывести из "процесса" и ограничиться тем, что на суде он выступал только свидетелем.Но все же под давлением общественного мнения Лондон вынужден был "уступить". Шелленберга судили и приговорили к 4 годам заключения. Выпустили его досрочно, по болезни.Он , действительно, вскоре умер.
    Начальник швейцарской серкетной службы бригадный полковник Роже Массон за "связи" в годы войны с гитлеровскими секретными службами, в частности, с Шелленбергом, вынужден был вскоре после окончания войны выйти в отставку.
    В подробностях обо всем этом можно прочитать в моем романе «Красные пианисты», который издан в 2008 году в Москве издательством  «ВЕЧЕ».