Трудовая деятельность ч 14

Александр Нотик
Под Харьковом строился еще один Центрокуз. Тогда было модно строить Централизованные кузницы и литейные заводы. В Мелитополе строили Центролит. В «Гипротракторосельхозмаше» я познакомился и часто встречался с главными инженерами этих заводов, курирующих строительство. Однажды я был свидетелем, как главный кузнец проекта, седой дедуля рассматривал около 10 вариантов планировки участка 2000 тонного молота для ковки коленчатого вала. Почти на всех вариантах кузнец и подручный находились с разных сторон молота: «чтобы не мешали друг другу». Подручный должен был один извлекать заготовку из печи и передавать её кузнецу под молот. Довольный автор планировок предложил мне высказать своё мнение по предложенным вариантам. Чтобы не обижать дедулю, я сказал, что давно не видел, как работают молота и попросил его организовать мне экскурсию на ХТЗ (Харьковский тракторный завод) и быть моим экскурсоводом. Он сказал, что он тоже лет 20 не был на заводе и с удовольствием поедет со мной. Когда же мы пришли в кузницу и подошли к двухтысячному молоту, я предложил ему подойти поближе со стороны противоположной от кузнеца, туда, где на его планировках должен был стоять подручный, на нас полетел сноп окалины, которая сдувается со штампа потоком воздуха от вентилятора, стоящего за спиной кузнеца, и струёй воздуха из шланга направленного в зону штампа. Чтобы эта окалина не разносилась по всему цеху, сразу за молотом стоит металлический щит и окалина, ударяясь в него, падает на пол. Заготовка тяжелая и вытащить её из печи один подручный не может, поэтому вытаскивают её вдвоем нагревальщик-термист и подручный специальными клещами подвешенными на цепи к монорельсовой тележке, а затем кузнец подхватывает клещи, и вдвоем с подручным подтаскивают заготовку и кладут её на штамп. Нагревальщик пополняет печь новыми заготовками, открывает и закрывает заслонки. На планировках нагревальщик вообще отсутствовал и эту работу должен был делать подручный. Все трое работавших у молота были постоянно заняты тяжелой работой и действовали взаимослаженно, помогая, друг другу. Я видел, что зрелище подействовало на дедулю положительно. Он бормотал, что надо чаще бывать на заводе. Мы еще прошлись по кузнице, я обратил его внимание, как работают кузнецы на горизонтально ковочных машинах, и мы вернулись в «Гипротракторосельхозмаш». Там он стал рассказывать, что только что показал мне, как работает молот, и рекомендовал всем чаще бывать на заводе. Старые планировки он отложил в сторону и новая, соответствующая планировке ХТЗ была сделана быстро. А мне он сказал, что если кто-то будет оспаривать эту планировку, он пошлет того на ХТЗ. Я был доволен, что внес свой вклад в проект нового Центрокуза.
Кузнец, работающий на небольших горизонтально-ковочных машинах, стоит на левой ноге левым боком к машине, часто опираясь на неё плечом. Правая нога на педали. В руках клещи, которыми он берет заготовку от нагревателя стоящего справа. Поковку он бросает в стоящую справа сзади тару. По планировке у нас он должен был делать шаг назад и бросать поковку влево. Когда дедуля был у нас на заводе, я попросил его показать кузнецу, как он должен работать. Кузнец отобрал у него клещи и сказал, пусть он сам попрыгает смену около машины, а он посмотрит, как он будет выглядеть в конце дня.