Отрывок из поэмы

Анатолий Соколов
*       *       *       Сергею и Даниле Меньшиковым

                1
Жить художник должен в маске Фауста, чтобы   слыть последним чудаком.
Пусть судьба – дочь космоса и хаоса – душу его мнет, как  глины ком.
И, в наследство, получив призвание, про себя узнав не из газет.
Надо не впадая в прозябание  –  пережить рожденье и  расцвет,
Живопись холеры заразительней  и точнее шахматных фигур
Существует вовсе не для зрителей, в мир внося порядок и сумбур.
Творчество –  всегда процесс готический, неподвластный критике мышей,
Шанс дает нам умереть физически с ощущеньем праздника в душе.

                2

Хорошо  на городских окраинах полюбить  безмолвие степей
И по снегу  от Мороза Каина поскакать, дрожа, как   воробей.
Жутко в  поле  с тополями рыжими, там, где ветер  на  коне гнедом
Лезет в окна мастерских под крышами, ставших для художников гнездом.
Что ж они  у Господа за пазухой   яйца золотые не несут,
Словно омут, высушенный  засухой, холст кистями без толку скребут?
Здесь поэты делят с живописцами  муз своих костлявый эскадрон .
Бесы, притворившись рыбоптицами, атакуют их со всех сторон
Рад в России человечьей убыли дух, свободный от моральных пут.
Память о Рублеве, Глинке, Врубеле выкорчуют бесы и сожгут.
Электрички воют как валькирии, объезжая стороной тот  дом,
Где грешно мечтать о перемирии между  сатаною и  Христом…
Где давно не  тешатся рассказами, как  почетно  гибнуть за металл,
Окнами уставясь  лупоглазыми  на осенне-зимний  карнавал…
Пусть стремятся к славе  бесы  поверху, просчитав и взвесив каждый шаг,
Все равно у них  не хватит пороху, чтобы жизнь истратить просто так,
Чтоб всего себя  отдать за Родину, не за лес и речку – за мечту,
Присягнув не Зевсу или Одину, а как люди русские – Христу…

                3

Не спастись художнику от  хаоса, если платит совестью – за страх…
Ветви тополей, как перья страуса, обрывает ветер в Снегирях .
Кисти по холсту полет и трение, краски, словно  бархат и сафьян…
Гений – это Господа творение,  а не отпрыск грязных  обезьян!
Но царю природы совесть по фигу, а тем паче – истина и честь.
Нет среди людей, готовых к подвигу, недоступна им благая весть.
Если жертвы  Энгельса и Дарвина  в живописи нынче правят бал,
Колесом прогресса  жизнь раздавлена,  и весенний цвет ее завял.
Бесполезно ждать расцвета творчества, если будет властвовать Швыдкой,
Тело от беспомощности  корчится, дух убит безвыходной тоской.

                4

Пахнет ночь вином и чебуреками, на задворках лают три Муму,
Пушкина любить в России некому, он здесь не известен никому.
Никому не нужен больше Меньшиков: ни Сергей (ни даже Даниил),
Трудятся художники без сменщиков, и  холсты творят – не для горилл.
Будь художник мирозданья шкипером, доживи хотя бы лет до ста,
Чтоб цвели под монотонным шифером  истина, добро и  красота.

                5

Как постичь безумную чувствительность, с помощью какого волшебства
Сны преображаются в действительность,  люди – в тени,  вещи – в божества?
Как сутулой жизнью искореженный, дух, как только Бог укажет срок,
Чудные  создания  Сережины исправляют вдоль и поперек?
Ненавижу больше перца оперу и еще, конечно, Страшный суд,
Ненавижу больше перца оперу и на вернисаж иду, как в суд,
Где Данила рыб пускает по миру, и они по воле волн плывут.
И Сергей  спустил  произведение, где явившись в профиль, не анфас,
Нежный персонаж  без объяснения от и до   меня всего потряс.
Спрятаны под веками тяжелыми   от вниманья сплетниц и  сорок
Очи чудной девушки, как желуди, ищут сердце, где пустить росток.
Что ж пустили корни и украсили  интерьеры  буржуазных масс,
Где они, как яблоки на ясене, производят в душах  диссонанс.
Кажутся они такими безднами, лишь посмотришь  в них – и воли нет…
И от них стихами бесполезными защитить не смог себя поэт.
Но шедевры гения без алиби облетят как жухлая  листва,
Всплывшая весной наружу  в наледи, чтобы скрасить скуку естества.