Как мозг управляет поведением?

Лариса Викторовна Светличная
А как ПОЯВИЛСЯ разум? С чего всё началось?

Путь возникновения разума - сложный и длительный, начиная с простейших организмов. Впечатление такое, что  развитие жизни и разума на Земле стремится к какой-то определённой цели.

В живой природе можно заметить два явных, бросающихся в глаза, стремления: стремление к распространению практически  в любой среде и стремление к совершенствованию от простого  к сложному.

На Земле всё целесообразно и гармонично приспособлено друг к другу. Растения аккумулируют энергию солнца и превращают неорганические вещества в органические. Травоядные потребляют растения и перерабатывают энергию в более легко усвояемую. Хищники потребляют травоядных, животные «мусорщики» поедают трупы. И очень много других примеров поразительной приспособленности всего живого к окружающей среде и друг к другу.
Кроме разумной деятельности человека, которая всё больше и больше нарушает эту гармонию.
Почему природа допустила и терпит эту «нецелесообразность»? Почему она так долго стремилась к ней?

Как известно, для приспособления к среде развитый мозг не нужен. В одной и той же среде обитает множество самых разных видов, идеально приспособленных к ней и друг к другу, – от простейших до наиболее совершенных. В воде, на суше, в воздухе.
Животные не только приспосабливались  к среде, – они усложнялись.

При попытке понять, что же послужило причиной для развития мозга, первая мысль, которая приходит на ум, - что у травоядных животных мозг развивался, чтобы спастись от хищников, а у хищников, – чтобы догнать жертву.
Если это закономерность, то почему она проявилась не у всех?
Во всех классах животных есть хищники и жертвы. У животных с примитивным мозгом в процессе приспособления развились хитроумнейшие способы защиты и нападения, но мозг этих животных так и остался примитивным. Например, изображение больших глаз в хвостовой части рыб и на крыльях бабочек  (ассоциирующееся с большим  зверем) для отпугивания хищников, «удочка-светильник» на голове хищной рыбы, привлекающая жертв, - и многое другое.

Совершенствование способов защиты и нападения не объясняет причину развития мозга и появление разума.

Стимулом для  совершенствования от простого к сложному могло быть не только изменение земной среды, а также влияние из космоса.

Поводом для такого заключения явилось то,  что в наше время на одном из островов в океане, где испытывалось ядерное оружие, всего через 2-3 десятка лет после этого появился новый вид. Это были не мутанты с нелепыми и ненужными уродствами развития, а сухопутные рыбы, внешне отличающиеся от других рыб большими лягушачьими глазами и мускулистыми изогнутыми плавниками-ногами, на которых они ловко и быстро бегали по пустынному берегу  и по толстым веткам сухих деревьев. Выйти на берег рыб заставила не засуха, не поиск пищи, не бегство от хищника, а облучение икринок большими дозами радиоактивного излучения.

Во-первых, рыба вылезла из океана только тогда, когда она смогла это сделать, когда у неё появились лёгкие и ноги. Во-вторых, зачем она это сделала? Зачем современная рыба вылезла из богатого пищей океана на пустынный берег? Рыба вылезла на берег для того, чтобы его заселить.
В древнейшие времена таким же образом  могло подействовать на рыб, обитающих в прибрежных водах, излучение космического происхождения.

На планете Земля жизнь есть везде: на суше, в воде,  под землёй, во льдах и в жерлах вулканов. Я думаю, что огромное разнообразие живых существ на Земле объясняется не только приспособлением к изменяющейся среде, а также стремлением к колонизации пространства.
Следующий этап колонизации – космос, который посредством космического излучения регулярно напоминал о себе.
Очевидно, что приспособиться к жизни в космосе земные существа не могут, ибо в космосе нет условий для жизни. Значит, нужен значительно более совершенный “компьютер”, который смог бы эти условия создать. Т.е. – НУЖЕН РАЗУМ.
 
Достигалась эта цель методом проб и ошибок, без заранее составленного плана. План-программа составлялся по ходу развития жизни, дополняясь на каждом новом витке эволюции.
Но почему это произошло именно с предками человека? У всех млекопитающих более совершенный мозг, чем у других классов животных.
Возможно, дальнейшей эволюции и превращению в млекопитающих (а затем и в человека разумного) подвергались те виды, у которых появлялись наиболее подходящие для развития мозга признаки, которые от вида к виду накапливались.
И, наконец, появился вид, который обладал всеми необходимыми качествами.

Для зарождения и дальнейшего развития разума имела значение совокупность многих полезных признаков, а не какой-либо один из них. И каждый из этих признаков был важен.
Особенное развитие мозга началось у обезьяноподобных существ, которые, как и обычные древесные обезьяны, могли пользоваться передними конечностями лучше, чем все другие звери. Но при этом ходили на двух ногах, что делало руки постоянно свободными (как, например, у современных кенгуру).
Обладали способностью к созидательной деятельности (например, как  бобры).
Имели развитый стадный инстинкт, как многие виды животных. Самцы-воины были крупнее, сильнее и агрессивнее самок, как у большинства млекопитающих, но подчинялись самой старой самке – матери всего рода. Однако, при необходимости нападать или защищаться выделялся вожак-самец (как у многих современных животных, например, у мангустов).
Были всеядными, как многие животные. Кроме того, чтобы выжить, поедали представителей своего вида (это свойство наиболее развито у насекомых), но – из другой стаи.
Способ размножения у этих животных, как и у обычных обезьян, отличался от всех других видов тем, что готовность к зачатию у самцов и самок была практически постоянной, а не периодической (кроме периодов беременности и лактации).
И были любопытными, как все животные.
Всё перечисленное обеспечивало не только наибольшую приспособляемость к изменяющейся среде, но и зачаточную способность изменять окружающую среду под себя.

В течение нескольких миллионов лет мозг этих обезьяноподобных существ увеличивался в размерах и совершенствовался (тело при этом изменялось сравнительно мало). В определённый момент морфологического развития мозга начал развиваться разум, осознанное мышление.

У человека появилось иное любопытство, благодаря которому ему хотелось знать ответы не только на вопросы «что?», «где?» и «как?», но и  на вопрос «почему?».
И одновременно  у него появилась возможность находить ответ на этот вопрос.
Для решения логической задачи необходимы: постановка вопроса, решение, оценка правильности решения. Без «оператора» некому ставить задачу и оценивать ответ, без счётного устройства некому её решать. Поэтому, способность сознания задавать смысловые вопросы и оценивать ответы появилась одновременно с усовершенствованием вычислительных способностей, т.е. и то, и другое развивалось и совершенствовалось совместно.
Появление нового вида любопытства явилось не причиной, а следствием достаточной зрелости  мозга и стало началом развития разума.

У нового вида «человек разумный» появилась способность к творческой деятельности, изобретательству появился новый опыт, который был специфичен только для человека. В стае этот опыт сохранялся, совершенствовался и стремительно накапливался. И, наконец, он стал настолько объёмен и сложен, что передать его с помощью невербальных способов общения и личным примером было уже невозможно. Но сохранить его было жизненно важно. И тогда появились звуки (и рисунки), обозначающие предмет или действие, которые запоминались и передавались от поколения к поколению.
 
Так вследствие разумной деятельности людей постепенно развилась речь. А способность к речевому общению стала передаваться по наследству. Но в отличие от врождённого инстинктивного языка общения, который был понятен всем с рождения, речевому способу общения нужно было обучаться, и у каждого племени он был разный.

Стремление к совершенствованию – это стремление к наиболее полному приспособлению к окружающей среде. Очевидно, что современные птицы лучше приспособлены к жизни в воздухе, чем птеродактили.
Стремление же к развитию мозга - может быть следствием стремления к колонизации пространства.
Стремление к колонизации заставило микроорганизмы проникать в такие места на земле, где жизнь для всех других её видов - невозможна!

Космическое излучение, сигнализируя о существования нового пространства для колонизации, обусловило эволюцию и развитие Разума на Земле.

Можно предположить, что это было особого рода излучение, которое периодически посещало землю, поскольку эволюция происходила скачкообразно, гении появлялись полосой (а не равномерно в течение веков), и эпохи возрождения чередовались с эпохами застоя.

Не было бы сигналов из космического пространства в виде космического излучения, у жизни не было бы никакого стимула развиваться дальше микроорганизмов (которые, как доказано, на земле представляются собой большую часть биомассы, занимая всё земное пространство, даже жерла вулканов).
Жизнь стремится колонизировать всё новые и новые пространства до бесконечности. В том числе - и за пределы земли, в космическое пространство.

Таким образом, РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ ПОДЧИНЕНО ЗАКОНУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕЁ В ПРОСТРАНСТВЕ - ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ, И СТИМУЛИРУЕТСЯ СИГНАЛАМИ ИЗ ЭТОГО ПРОСТРАНСТВА.
(Свидетельство о публикации №1705210178)

Точно так же, как, например, движения звёзд и планет подчиняются Закону всемирного тяготения.

Так неужели разум возник только вследствие стремления жизни к колонизации космического пространства?
Такой вывод несколько разочаровывает, но вероятно, стремление к распространению жизни появилось тогда же, когда появилась сама жизнь, и представляет собой такой же закон развития живой материи, как и все другие законы, по которым существует неживая материя.
Если всё в природе, как неживой, так и живой поддаётся выражению в математических формулах, если все живые организмы – это биокомпьютеры, стремящиеся к ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЦЕЛИ, а именно – К РАСПРОСТРАНЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ,  то это стремление к определённой цели должно быть записано в их программе.
В процессе осуществления этой программы – появилась задача создания сложного биокомпьтера  (мозга).   
Достигалась эта задача постепенным усложнением живого "компьютера" и  его программ. Но  -  без заранее составленного плана. Впечатление, что природа "знала", ЧТО нужно делать, но не знала, КАК нужно это делать в данных конкретных условиях, и искала путь -  МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК.

Но только у некоторых представителей вида "человек разумный" появилась СТРАСТЬ к познанию и загадочная способность к такому творчеству, которое не представляло необходимости для выживания вида, но было необходимо для его превращения во ВЛАСТЛИНА ВСЕЛЕННОЙ.
 
Я имею в виду гениев и их открытия.
 
Появление гениев скачками продвигало развитие всего человечества вперёд. Очевидно, что гениальность запрограммирована природой.
Способными и талантливыми бывают как мужчины, так и женщины. Но гениальными  - только мужчины.
Так что же такое – гениальность? Почему ГЕНИАЛЬНЫМИ были только мужчины? Почему гении появлялись так редко? Почему эти полезные для развития и совершенствования всего человечества признаки НИКОГДА не закрепляются в генах и не передаются по наследству (в отличие от некоторых вредных хмутаций)?
Предполагают, что уникальность каждого человека определяется  не только набором генов, но и порядком их расположения. Т.е. -  зависит от их сочетания. Подобно музыкальным произведениям, каждое из которых состоит из семи нот, или, подобно тому, как художник, смешивая определённое количество жёлтой краски с определённым количеством голубой,  получает красивый зелёный цвет. Но если к нему добавить не менее красивой красной краски, цвет получается - грязно-бурый (чем легко объяснить рождение от гения обычных  заурядных детей).  А в каждом человеке  множество «оттенков», сохраняемых от самых древних предков.

Для объяснения, почему гениальными бывают только мужчины, можно предположить, что женская программа развития  не допускает игнорирования основных обязанностей (рождение и воспитание детей).
Талантливая женщина, посвятившая свою жизнь не личному счастью, а карьере, всё равно  не делает глобальных открытий и не создаёт истинных шедевров. Почему?
Гениальность у мужчин проявляется чаще в юности, когда резко повышается количество половых гормонов.
У женщин же в юности вступает в действие программа продолжения рода, сохранения и обучения потомства, и она для женщин – главное стремление в жизни. 
Однако, по окончании детородного периода творческие способности получают новый толчок к развитию и в женщинах.
Но развитие человеческого мозга продолжается. С начала эпохи НТР стали появляться случаи гениальности и среди женщин.

Морфологически мозг гения не отличим от мозга других людей. Но он функционирует – иначе. Ради обеспечения единства действий под руководством  лидера стадный инстинкт отключает у членов стаи способность к индивидуальному мышлению (см. «Влияние стадного инстинкта на сознание и мышление»).
В отличие от других, творчески мыслящий человек мыслит независимо, как от мнения лидера, так  и от мнения любых авторитетов и устоявшегося общественного мнения, «Платон друг мне, но истина дороже».
 « ... НЕЗАВИСИМОСТЬ от него (общественного мнения, Л.С.) есть первое формальное условие совершения чего-либо великого и разумного, как в действительности, так и в науке». Гегель, «Философия права».
Это значит, что, кроме прочих особенностей,  сознание гения (играющее главенствующую роль в мышлении) свободно от влияния той части стадного инстинкта, которая парализует мышление члена общества.
Гений – всегда осознанный. Но это – всего лишь один из признаков гениальности.
Что же касается определённых условий, замечено, что гении рождались преимущественно в одно время.   Например, эпоха Возрождения  или Научно-техническая революция в наше время. Причём в одно время больше рождалось гениев в искусстве, в другое – равное количество в разных областях, в эпоху НТР в искусстве таких гениев, какие были в эпоху возрождения, нет.
Значит, для появления гениев нужны ещё и определённые условия, нужно  влияние извне. 
Может быть, это то же самое влияние, которое заставило рыбу выползти на берег, а мозг первобытных обезьян развиваться? Т.е. особое космическое излучение, всё тот же “зов Космоса”.
Но, падая на всех, это излучение пробуждает гениальность только у единиц, это не закрепляется в генах и не передаётся  по наследству (в отличие от полезных мутаций).
Возможно, космическое излучение является как бы катализатором необходимых процессов у людей, обладающих соответствующим сочетанием генов.
Или запускает в них программу развития гениальности,  подобно тому, как мозг окружающих людей запускает программу развития разума в мозге новорожденного. Окружающие не могут сделать его умным и добрым или тупым и злобным, его разум и душа будут развиваться согласно врождённой программе развития. Но запускает эту программу в действие - мозг окружающих людей (даже без какого бы то ни было обучения и речи). 
В таком случае это значит, что на будущих гениев действительно "падает исскра божественного огня" -  излучение космического Разума...