Глава 5. В келье

Ольга Коваленко-Левонович
5. В КЕЛЬЕ

- В гостевом доме очень много паломников, приехали на праздник, - озадаченно сказала матушка Елена, - Ничего, если Вам постелют на полу?
- Так хоть под порогом, - воодушевлённо откликнулась я, не сомневаясь, что, конечно, никто под порогом не устроит. Но того, что случилось, никак не ожидала.

Матушка Елена куда-то исчезла, а потом появилась, махнула рукой, чтобы мы с Аней шли за ней. И повела нас… в свою келью!

Ладно, Анютку, она – родная сестра! Но меня-то, ковырягу грешную, в келью, на монашескую кровать! Я чуть не плакала:
- Матушка Елена (хотелось сказать – Настя!), давай я пойду на ферму…
- На ферму идти – это ещё заслужить надо! – матушка глянула, чуть улыбнулась, и отвернулась.

Вот, и привели нас в келью, где жила матушка Елена и ещё одна монахиня. Чисто, скромно, ничего лишнего. Тумбочка с книгами, молитвословами. Во всю стену – полка, с иконами. Настоящими, не литографиями…

Помню, семь лет назад женщина-иконописец вдохновенно рассказывала нам, экскурсанткам, как пишутся иконы, объясняла символику… До сих пор помню отдельные фразы.

«Прозрачное письмо. 50-60 слоёв краски»… А слои эти, нам показали, ложатся легчайшей плёночкой…

«Если деталь зелёного цвета, то нужно соседние детали тоже на один раз покрыть зелёным цветом, если красного – красным и так далее…». Потому нет в иконах ядовито-ярких, мультяшных цветов, они удивительно гармоничны, как в природе…

«В качестве красителей – природные материалы – охра, белила, киноварь… Драгоценные металлы – золото… Камни – лазурит, хрусталь… Кристаллы, даже мелко растёртые в краску,  остаются, отражают свет, каждый под своим углом… Слои прозрачные, светятся! С годами икона только красивее становится…»

«Уравновешенность цветов, половина тёплых, половина – холодных…».

«Фон – белила, сажа или киноварь…».

«Икону нельзя анализировать с точки зрения искусства. Она – книга о вере, богословие в красках…»

«Горки – символ восхождения. Икона – чтобы остановиться перед вечностью, заглянуть в себя с покаянием, очистить себя… Пейзаж – как взрыв, в мире такого нет…»

«Архитектура – обратная, расфокусировка. Входит в глаз зрителя…»

А термины! Музыка: паволока, левкас, доличное письмо, лессировка…

...- Спать нужно в рубашке с длинным рукавом и с платком на голове, - спросонья проинформировала меня Анютка, и, только коснулась подушки, провалилась в сон. Её платок, завязанный на макушке, сразу слетел. Да что уж, она – ребёнок чистый. А я свой завязала, обмотав вокруг шеи, покрепче.

Долго уснуть не могла. Келья – на втором этаже. Окна плотно зашторены, но светло. Темнеют иконы, высится шкаф, в котором, на плечиках, праздничная монашеская одежда…

Пыталась проанализировать свои ощущения. Непреходящее чувство вины и собственного недостоинства. Не в своей тарелке я тут… На ферме было проще… Чтобы тут быть, и не сгорать заживо, нужно исповедоваться не так, как обычно. Слабо убралась я в своей внутренней клети. Подмела посерединке, а по углам-то – горы сора… Слежался, закаменел. Тяжко… И молитва здесь должна быть, по-возможности, непрерывной. А мысли рассыпаются, как горох…

И всё-таки тут хорошо. Словно в ладошках. Под невидимой защитой. Никто не нападёт, не посмеет!

Тихо открылась дверь, вошла матушка Елена с кропилом и кружкой святой воды.  С молитвою покропила всё вокруг, и нас с Аней тоже, и я не заметила, как уснула…