Суворов и другие. Третья история розовой подвески

Бовари
Любопытный читатель спросит: а каким образом розовая подвеска оказалась в России? Где Россия, а где датский корсар? Загадки тут особой нет. В 1559 году, заняв Нарву,  московское государство получило выход в Балтийское море. Это позволило купеческим судам значительно сократить свой путь. Но, как известно, короткий путь – не всегда безопасный. На Балтике бесчинствовали польские и шведские пираты.  У царя нашего, Ивана Грозного, было два пути – либо быстро строить собственный военный флот на Балтике, либо привлечь к себе на службу каперов со стороны, для защиты русских судов и грабежа нерусских.  Царь выбрал второй вариант, как более простой и быстрый.
Так Карстен Роде, датский авантюрист, стал «царским морским атаманом». К обоюдной выгоде своей и Русского государства. Однако, вскоре политическая обстановка изменилась. Датские корсары в Балтике оказались вне закона. Сам Роде, сильно поднадоевший и полякам, и шведам, да и землякам-датчанам тоже, был схвачен и посажен в тюрьму Копенгагена.
Через несколько лет Иван Грозный вспомнил вдруг про своего карманного пирата и написал тогдашнему датскому королю письмо – мол, весьма мы «поудивились» тому, что пирата нашего в тюрьму посадили. 

Дальше – все лишь домыслы!
Роде – пират, Иван наш The Terrible  -  тоже не дурак. Думается мне, что пристроил-таки  Ваня Карстена под крылышко к легендарному Дрейку. Карстен немножко шпионил для Московии, но больше все-таки утолял свой авантюристский голод  - после тюрьмы то.
Ну а то, что розовая подвеска спать спокойно не давала ни одному из живущих тогда пиратов, и являлась предметом вожделеннейшим для них – к бабке не ходить. В общем, подвеску Роде у Дрейка умыкнул. И поплыл прямиком – в Россию! Спрашивается, почему, завладев пиратским амулетом, гарантировавшим удачу и попутный ветер, Карстен Роде не поплыл, скажем, в Индийский океан, к берегам Макао, грабить испанские галионы. Все просто. Земля маленькая.  Океан – большой, но властвуют там испанцы и англичане. Ныне, для тех и других Роде  - злейший враг, изменник и вор. Где же прятаться  на земле в 16 веке как не в России? Не на ее просторах? Возможно, была у Карстена Роде давняя мечта – маленький уютный домик на высоком берегу Оки, сдобная рязанская вдовушка с ласковыми глазами … В чем я, впрочем, очень сомневаюсь. Скорее всего, сгинул наш пират в водовороте Смутного Времени на Руси. Передал драгоценную подвеску Гришке Отрепьеву – в знак преданности. Получил в награду отряд таких же лихих, отчаянных и  веривших только в блеск металла людей, да и отправился добывать какую-нибудь таинственную Золотую Бабу.
Так или иначе, подвеска из розового кварца оказывается в России, в сокровищнице русских царей. И зовется ныне  - подвеска Френсиса Дрейка.

Почти что 200 лет спокойно пролежит она. Не придаст ей никакого значения ни  один из российских правителей – ни Шуйский, ни Владислав IV Сигизмундович Ваза, ни Михаил Федорович Кроткий, ни Софья Алексеевна, ни уж тем более Петр Великий – тот сам все умел. Только Екатерина II,  перед второй русско-турецкой войной, назначая Александра Васильевича Суворова генерал-аншефом, произнесет: «Говорят, подвеска эта принадлежала «псу» Елизаветы – знаменитому Френсису Дрейку, выше всего ставившему честь королевы и своего государства. Владейте, Александр Васильевич! Мы не сомневаемся в  вашей верности Нашему Величеству и отчизне. Пусть камень сей будет ее символом!» И подарит подвеску Суворову.
 
Победное шествие Суворова, полководца, не знающего поражений на полях сражений началось. Российская армия одерживает блестящие победы при Кинбурне  и под Очаковом, где наголову разбивает турецкую армию. Во время Бессарабской кампании Суворов берет приступом сильнейшую турецкую крепость Измаил. В 1794 он послан на подавление польского восстания. Победив Костюшко при Мациевицах и истребив население Праги, он принимает капитуляцию Варшавы.
Однако, с вступлением на престол Павла I, ненавидевшему свою мать и все, что с ней было связано, Александр Васильевич попадает в немилость. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ императора привести подчинённые ему войска "в мой порядок" повлекли за собой увольнение Суворова из армии и ссылку. Но,1799 году, Павел, скрепя сердце,  вынужден уступить просьбе союзников и назначить Суворова главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию. Конечно же, Суворов вновь, не смотря на интриги и вмешательство австрийского военного совета, одерживает ряд побед и освобождает северную Италию.
Далее. Далее мы видим беспримерный в военной истории, ставший легендой переход Суворова через Альпы! Вопреки всему! Опять же интригам, неверию, непривычным для русских солдат горным условиям, отсутствию точных карт местности и толковых проводников, погоде, наконец! 
 Чего стоит только один Чертов Мост! По легенде, его соорудил дьявол. Взамен он потребовал душу первого, кто пройдет по мосту. Члены общины Урзерн обманули черта, пустив впереди себя козленка. Французы, оборонявшие этот стратегически важный объект, мост взорвали - попробуйте-ка теперь, пройдите! Не угадали! Русские досточку за досточкой связали перекрытия моста офицерскими шарфами и ремнями!
 «…по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду… Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с рёвом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины…» - пишет Суворов в реляции Павлу I.
Вскоре Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска Суворова в Россию. Суворов вновь подвергся царской опале за нарушения "высочайшего устава" и вскоре умер.

А что же наша подвеска? После Щвейцарского похода Суворов отдал подвеску Павлу со словами – Верность и честь всегда были для меня превыше всего! Уж не этим ли нарушил Александр Васильевич «высочайший устав»?

А Павел? Павел прикрепил  подвеску к ручке вазы, стоящей на лестнице Зимнего Дворца. И благополучно забыл и о ней и о словах великого полководца.

Но мы то о ней помним…