Сукины дети...

Владимир Симоненко
История, происшедшая с бедным псом, в связи с опытом профессора Преображенского превратившимся в человека, смешна и грустна. Сукин сын Шариков, созданный Михаилом Булгаковым, проходит на наших глазах метаморфозу от бесхитростного пса - до человека. Причём человек из него вышел с массой недостатков, отталкивающий тип... Но если абстрагироваться от привычных стереотипов, от симпатии к Преображенскому, великолепно сыгранного в кино известным артистом Евгением Евстигнеевым, если избавиться от антипатии, вызываемой неандертальским обликом Шарикова, воплощённым также замечательным артистом Владимиром Толоконниковым, то можно увидеть всё несколько иначе.
Профессор Преображенский, блестящий специалист, разбирающийся прекрасно в профессиональных тонкостях, в биологии, в медицине, тем не менее в нравственном аспекте далёк от совершенства. А его пассаж о разрухе, связанной с писанием мимо унитаза - это всего лишь снобизм и презрение к некультурному народу. Конечно, народ не был обучен хорошим манерам... Мировая война, революция, восстание полуграмотных и необразованных породили хаос, разруху. Тут как раз напрашивается параллель - профессор своим опытом с бедным псом породил такой же хаос в лице Полиграфа Полиграфовича, как и революция в России. Пустив развитие Шарикова на самотёк, не уделив должного внимания его росту и образованию, Преображенский продемонстрировал безответственность по отношению к своему детищу, неуважение к нему, как к личности, и был неправ.
А уже среда обитания, исторические события, в гуще которых оказался бедный пёс, все сопутствующие обстоятельства довершили процесс уродливого развития товарища Шарикова. Если бы Преображенский с ассистентом Борменталем отнеслись к развитию своего "детища", как того требует развитие любого ребёнка, то возможно Шариков с его чутким чутьём мог превратиться в утончённую натуру, в замечательного , в интересного и творческого человека. Но, не судьба... Учёный, в опыте которого не было тщательно намеченных планов, эксперимент которого не носил определённой цели - не является серьёзным учёным, а в подобном случае его безответственность и нравственный облик оставляют желать лучшего. Опять можно увидеть параллель в проведении революции, в построении первого в мире социалистического государства - создатели его, наподобие профессору Преображенскому провели эксперимент над народом, зачастую пренебрегая элементарной чуткостью по отношению к людям, а порой и вообще вели себя преступно. А разве недавняя Перестройка и пост-перестроечные лихие времена сильно отличались от подобных аморальных экспериментов, как в случае с Шариковым? Во всех этих пертурбациях, ведущих к хаосу, в эпицентре всех этих непродуманных и преступных экспериментах оказались такие же безответственные "преображенские" и услужливые "борментали", мораль которым заменяет апломб и нездоровые амбиции. Так кто тут у нас сукины дети - народ или безнравственные "экспериментаторы"?