Рассказ Теша нельмы

Владимир Флеккель
                Теша нельмы

     Вы когда - нибудь ели тешу нельмы холодного копчения? Нет? А хотя бы видели ее? Тоже нет? Жаль, потому что о размерах я могу вам рассказать, а о вкусе – нет. Слов человеческого словаря просто не хватит, чтобы описать его. Представьте себе крупную рыбу, килограммов так на 20 - 25. Рук вам, пожалуй, хватит, чтобы показать ее размеры. Теша, т.е. брюшко, представляет полосу длиной более метра, шириной 25 - 30 сантиметров и толщиной съедобного слоя 5-7 сантиметров. Вкусная ли она? Я где-то читал, что ее вкус можно сравнить только с поцелуем любимой женщины. Поверьте мне, это не преувеличение. Будучи в далеких командировках, мне как-то пару раз удалось отведать этой рыбы, и дома я часто об этом рассказывал. Но, как гласит восточная мудрость, во рту слаще не станет, если ты будешь многократно повторять слово "Халва".
     И вот я, счастливый, раздобыл это чудо и притащил его домой, Светке. Согласитесь, что очень воодушевляют "добытчика" и, конечно, вдохновляют на дальнейшее стремление сделать что-нибудь приятное любимой, ее слова благодарности:
   - Ну, куда ты притащил такую гору рыбы, что с ней делать?
     Особенно их приятно слышать, если доставка такого экзотического продукта была связана с некоторыми необычными обстоятельствами, о которых речь пойдет ниже. А пока что, уложив тешу на всей поверхности стола, острым охотничьим ножом отрезал тонкий слой янтарного мяса и опустил его в ротик, только что выразивший свой восторг по поводу моего появления. Жевать его не надо, оно само растворяется во рту, оставляя необыкновенные вкусовые ощущения и острое желание продлить праздник. 
     Нет, дорогая моя, ты не права! С этой секунды мы очень хорошо представили себе, что будем делать с этой рыбной горой. И вообще, оказалось, что совсем не гора, а так себе, невысокий холмик, напрочь растаявший от теплоты встреч с друзьями.
     Один мой знакомый, работавший технологом на рыбзаводе, как-то позвонил и сообщил, что у них можно купить тешу нельмы, но надо приехать быстро, долго он удержать такой деликатес не сможет. Помощь в доставке к месту назначения, расположенном на берегу реки в нескольких километрах от Норильска, предложил сослуживец. Он только что купил автомобиль, гордость советского автостроения - "Запорожец" первого выпуска, и искал любой повод куда-нибудь поехать.
     Дорога к реке в то время была очень плохой, ухабистой, да оно и понятно, в основном, ее использовали только тяжеловесные грузовики. Если к этому прибавить «богатый» водительский опыт моего шофера, уже второй день управлявшим нашим замечательным транспортным средством, то можно полностью представить и понять всю гамму ощущений людей, сидящих внутри. Однако добрались благополучно, вовремя и купили долгожданную тешу.
     Обратно ехали медленнее, впереди шел громадный самосвал, груженный горной породой. Обогнать его не было никакой возможности, да и совершать впервые в жизни такой сложный маневр в условиях бездорожья мой водитель не решался. Так мы и ехали за самосвалом, задыхаясь в пыли и выхлопных газах. Дело было летом, ко всем прелестям добавились комары, превратившие нашу медленную поездку в незабываемое путешествие. Улучшал настроение лишь десяток килограмм царской рыбы, свернутой полосой лежащей на коленях.
     На одном из взгорков, миновав особенно глубокий ухаб, самосвал остановился. Нам бы следовало остановиться до ухаба, но пилот нашего болида этот момент пропустил и сумел притормозить только на дне ямки. В этот момент самосвал очень медленно стал поднимать кузов, чтобы освободиться от нескольких тонн породы. Вероятно, у него было задание засыпать этот ухаб. Мой сослуживец попытался переключиться и задним ходом выбраться из ямы, но не тут-то было. Он, наверное, забыл в суматохе, где задняя скорость, и в волнении попадал в разные позиции, но только не туда, куда надо. В конечном итоге, наша машина заглохла.
     Мы в оцепенении смотрели на то, как все более крупные камни стали падать на наш многострадальный "Запорожец". Мой товарищ пытался подать автомобильный гудок, но представьте себе писк клаксона маленькой машинки на фоне ревущего двигателя громадного монстра, поднимающего многотонный кузов. Выбраться из машины уже было невозможно, камни летели довольно крупные. Здесь худо-бедно, но была хоть какая-то жестяная защита. Но оба мы уже тогда прекрасно понимали, что это не защита, а жестяная могила.
   И в этот момент, как в остросюжетном фильме, появилась она. С водителем самосвала ехала женщина, которая должна была подавать разрешающие сигналы водителю грузовика на начало подъема кузова, убедившись, что порода будет свалена туда, куда следует, и никому никаких неудобств не причинит. Видимо, она сначала обошла самосвал спереди, чтобы предупредить ехавших навстречу водителей, а уж потом решила посмотреть, что там сзади. Водитель, не видевший в зеркало заднего вида наш "Запорожец", забравшийся почти под его задние колеса, решил не ждать, а помалу поднимать кузов.
     Не знаю, как наша спасительница увидела нас, поскольку была пьяна в стельку и еле держалась на ногах. Ее глаза плотно сошлись на переносице, и косинус фи просто не позволял ей поставить их в нужное положение. Как бы то ни было, но она нас увидела и издала вопль такой высоты и силы, что он перекрыл все звуки работавшей техники, и был услышан водителем самосвала.
     Я потом часто вспоминал этот случай и ощущал противный холодок, бегущий по спине. Ведь будь та юная леди трезвой, как стеклышко, ей ни за что на свете не удалось бы взять это спасительное "ля" в третьей октаве.