Рассказ Анамнез

Владимир Флеккель
                Анамнез

     Видит Бог, эту главу писать не собирался, но воспоминания давно кончились, а вынужденное безделье повергает в панику. Слишком много свободного времени, и ужасно хочется увидеть перед собой чистый лист бумаги. Это наваждение какое-то, никогда не думал, что к такого рода деятельности можно пристраститься. Прошло почти полгода, как я закончил последний рассказ, а желание вернуться к письменному столу не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Будь я настоящим писателем, выдумывал бы персонажи, наделял их теми или иными человеческими чертами и искусственно создавал для них различные жизненные ситуации, в которые они обязательно должны попадать. Но, увы, ничего приличного придумать не удается.
     Не скрою, я пытался, но на-гора была выдана продукция, очень похожая на ту, что получил один НИИ, призванный добиться превращения дерьма в сливочное масло. Через какое-то время упорных трудов и поисков был получен продукт, который на хлеб мазать было можно, а вот есть - нельзя. Прочитав свой опус, понял, что получил нечто аналогичное, и со спокойной совестью спустил все сотворенное в унитаз.
     То, что сейчас я снова пытаюсь писать, совсем не означает, что дорога тексту будет лежать в сборник, а не в стол, или туда же, куда отправилось предыдущее сочинение. Одной из причин этого является тема будущего повествования. Моя жена после очередной ссоры сказала, мол, в своих рассказах ты весь такой белый, мягкий и пушистый, написал бы, какой на самом деле. Что ж, придется выполнить социальный заказ, и начать пачкать светлый образ человека, уже знакомый и почти любимый народом.
     Пить я начал с семи лет. Жили мы тогда в Германии, разместившись в домах бывших летчиков "Люфтваффе" на их военно-воздушной базе в районе небольшого городка Финстервальде. Сразу после войны офицерам было разрешено привести семьи, так что, моих сверстников там было много, и все свободное от учебы время мы проводили вместе. Дома военного городка стояли в виде каре, внутри которого находились ухоженные и плодоносящие фруктовые сады с маленькими домиками, где хозяева держали необходимый инвентарь и хранили переработанную продукцию. Перед тем, как покинуть эти места, все то, что взять с собой не смогли, немцы закопали в разных местах в землю, вероятно, надеясь при возвращении все это извлечь на свет Божий. Но жизнь распорядилась иначе.
     Один такой клад был случайно обнаружен нашим офицером при пересадке дерева, началась кладоискательская лихорадка, и почти все были вознаграждены за терпение и трудолюбие. Чего только не находили! От произведений искусства высокой пробы до обычных вещей постоянного употребления.
     Территория садов была отдана детям, где мы постоянно играли. Наши усилия тоже увенчались успехом. Мы нашли несколько мест, где были зарыты консервированные фрукты, компоты, варения и вина домашнего приготовления. Времена были не очень сытные, поэтому все отправлялось в рот в непомерном количестве со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Вино оказалось очень вкусным, можно сказать, сладким, поэтому попили мы его всласть. Процедура всем очень нравилась, мы пили, пели и плясали, ощущая небывалый подъем настроения и необыкновенную легкость движений. Но через некоторое время со всеми нами начали происходить вещи, которые приятными назвать уже было нельзя. Все, что мы выпили и съели, стало с необыкновенной силой рваться наружу, и удержать все это внутри не было никакой возможности. Усугублял положение тот факт, что никто из нас не был в состоянии выйти из помещения, потому что как-то незаметно ноги отказались ходить, руки легко подниматься, а голова соображать и держаться на месте. Пребывать в вертикальном состоянии почему-то тоже было невозможно. Мы попадали на пол, корчась в рвотных конвульсиях и купаясь во всем том, что исторгали наши несчастные желудки.
     Закончиться все это могло весьма печально, маленькие организмы могли просто не выдержать такого сильного алкогольного отравления, но спас нас какой-то солдатик, случайно проходивший садом. Он бросился в казарму, была сыграна тревога комендантскому взводу, и ребята на руках перенесли нас в лазарет, где медики занялись нами интенсивно. Все обошлось.
      Не знаю, это ли событие, или что-то другое сделало меня человеком мало пьющим, хотя к этим словам вы будете относиться с большим сомнением, прочитав то, о чем расскажу ниже. Несмотря на свой печальный детский опыт первого знакомства с Зеленым Змием и полную информированность о его замечательном воздействии на организм, мне, тем не менее, еще три раза удавалось напиваться до состояния риз.
     Первый раз такое событие произошло со мной в Норильске возрасте 23-х лет. Я уехал из дома с утра на чемпионат города по волейболу. Он проходил а закрытом спортзале, где были устроены две игровые площадки, на которых по олимпийской системе встречались команды. Проигравшие выбывали, победившие ждали своих будущих соперников и освободившиеся площадки. Времени в зале провели много, пока добрались до финала, где и проиграли.   
     Отметить событие решили прямо в буфете спортзала, в котором, кроме напитков, ничего не было. Учитывая, что последний раз я ел накануне вечером, то почва для благотворного влияния алкоголя на организм была подготовлена. Помню только, как выпил две рюмки коньяка. И все. Как ребята везли меня домой и на руках поднимали на 5-й этаж, не помню. Не помню также, как передавали тело счастливой жене, и какие ласковые слова она говорила мне.
     Второй раз напился в Гаграх. Я был приглашен на грузинское застолье в дом на самом берегу моря. Все было очень вкусно и изобильно. Была масса замечательных тостов и точно такое же количество ответов на них. Я, по незнанию обычаев, выпивал свою порцию вина, убедившись, что очередной оратор, провозглашавший тост, благополучно выбирался из словесных дебрей. Потом выпивал, когда провозглашали "Алаверды". В этом и заключалась ошибка, надо было пить только один раз, после ответа на тост. Поэтому к тому времени, когда всех начали обносить рогом, полным вина, во мне уже было намного больше этой прекрасной жидкости, нежели в остальных. Но с задачей я справился и каким-то образом сумел разместить где-то там внутри еще и содержимое рога. Однако больше пить не было ни желания, ни возможности. Я чувствовал, что верхний края вина плещется где-то у корня языка. Еще одна капля, и случится непоправимое.
      А самое главное, что к моим приятным гастрономическим ощущениям стала добавляться и, до боли знакомая с детства, тяжесть в ногах, руках и голове. Надо было принимать срочные меры. Я тихо вышел из-за стола и ушел на берег моря. Там, уже на автопилоте, руками вырыл в прибрежной гальке ложемент для своего несчастного тела и, устроившись в нем так же удобно, как в чреве матери, уснул.
     Разбудили меня на следующий день курортники, пришедшие на пляж, мол, пора, мужик, отдохнул и хорошо, теперь освобождай территорию.
     Последний случай произошел в Амдерме. Я с приятелями готовил вечер отдыха в Доме офицеров. Нам надоело та преснятина, что была до этого, и решили сделать нечто, что понравится и надолго запомнится. Сил и нервной энергии было потрачено много, но оно того стоило, и по лицам присутствующих было видно, что вечер удался.
     По окончанию мероприятия собрались у кого-то в доме отметить этот творческий успех. Хозяйка поставила на стол чайник с "фирменным" напитком – то ли это был сладкий черный кофе, приправленный спиртом, то ли спирт, подкрашенный сладким черным кофе. Во всяком случае, пилось это зелье очень приятно, и я уверенно шагал по тропе детских ощущений. Стали расходиться по домам. Нам нужно было перейти из подъезда в подъезд. Но я уже чувствовал, что хмель подобрался вплотную, и решил побороться с ним.
     Светку отправил домой, а сам решил дать кружочек вокруг поселка по холодку, чтобы придти в себя. Хорошо помню, что почему-то не было с собой перчаток и руки приходилось держать в карманах полушубка. Сначала такая прогулка не грозила никакими осложнениями, но в один момент линия горизонта стала менять свое положение: левая ее часть стала опускаться, а правая подниматься. Что в таком случае должен делать человек, чтобы не упасть и сохранить свое вертикальное положение? Правильно, наклониться влево, пытаясь сохранить перпендикуляр к линии горизонта. Но поскольку все эти смещения происходили только в моем пьяном сознании, то при резком наклоне влево немедленно последовало падение на землю, совершенно непонятное для затуманенного разума. Почему? Я же все делаю согласно законам физики! Встав на ноги, убедился, что ничего не изменилось, и левый угол горизонта продолжает неудержимо катиться вниз. Последовала очередная коррекция положения тела, и, как следствие, неминуемое падение.
     Но, интересное дело, даже в таком состоянии голова продолжала предлагать какие-то новые варианты: раз падение неизбежно, то надо стараться упасть не просто влево, а вперед и влево, чтобы каждое новое падение приближало к дому. И еще одно: ни в коем случае не вынимать руки из карманов, без рук ты не хирург. И черт с ним, что удержать равновесие с засунутыми в карманы руками намного сложнее, чем с распростертыми в разные стороны, руки из карманов не вынимать!
     Мороз был сильный, и на улице не было ни души, помощи ждать было неоткуда. Следовало продолжать падать в сторону дома. Последнее падение в совершенно отключенном сознании совершил через открытую дверь собственного дома под ноги жене и радостно удивленной маленькой дочери. Очнулся на следующий день.
     Уже слышу презрительные возгласы бывалых бойцов этого фронта, мол, этот слизняк просто пить не умеет, а поскольку "напитки не держит", ему надо всю жизнь молоко хлебать. Я где-то согласен с ними, но только отчасти. Да, молоко и другие вкусные напитки, особенно, компот, мне нравятся больше водки. Ну чего греха таить, не люблю я ее, проклятую, невкусная совершенно, да и не вызывает она у меня никаких дополнительных приятных ощущений: ни подъема настроения, ни усиления работоспособности, ни сексуального возбуждения. Даже женщины красивее не становятся.
     Единственное острое желание, обязательно возникающее после первой-второй рюмки,- спать. Ответьте мне откровенно, какой смысл переводить продукт? Продолжать сидеть за столом для меня мука, приходится двумя руками удерживать веки открытыми и делать вид, что ты здесь, со всеми вместе, хотя единственная доминанта в моем мозгу – маленький топчанчик в каком-нибудь закутке. Находиться в таком состоянии в гостях – это еще полбеды, а если ты принимаешь дорогих гостей у себя? Как они воспримут такое к себе отношение хозяина дома, у которого на физиономии большими буквами написано: "Господи, да когда же вы уйдете, чтоб я мог опрокинуться в сон?"
     Жены моих приятелей знали эту мою особенность, и в самом начале застолья отводили потихоньку в то место, где можно было поспать 20-30 минут, благо никто из-за стола в это время не вставал. Этого короткого промежутка времени мне вполне хватало, чтобы придти в себя и вернуться к друзьям. Все дальнейшие события протекали, как у других, без малейших отклонений. Зная все то, что должно произойти со мной в ближайшем будущем после рюмки-другой, я выработал тактику, которая по сей день помогает жить.
     В медицине существует способ введения некоторых медикаментозных средств по Безредко. Сначала вводят совсем маленькую дозу препарата и наблюдают за пациентом. Если все хорошо, и его организм принимают лекарство без осложнений, вводят всю оставшуюся дозу, в сомнительных случаях - маленькую дозу вводят еще раз, при плохой реакции – от дальнейшего применении препарата отказываются. Я решил этот замечательный метод внедрить в свою жизнь. При походе в гости, или при ожидании гостей я выпивал рюмочку-вторую и спокойно отправлялся спать. Минут через 40 вставал, приводил себя в порядок и отправлялся в нужном направлении, абсолютно уверенный в себе. Метод не подвел ни разу!
     С огульными обвинениями в том, что пить не умею, я бы не спешил торопиться. 30 лет календарной службы в Советской Армии о чем-то говорят. Если учесть, что 10 лет были проведены в арктических широтах, где люди, и я в том числе, в различных ситуациях употребляли спирт в неразбавленном виде и различного вида самогон очень сомнительного качества, предъявленное "обвинение", полагаю, следует снять, как необоснованное.
     Остается отмыться только от слов "напитки не держит". На этот случай есть у меня в рукаве козырный туз. Мало что сможет перебить его, только джокер, но их, ой, как мало в колоде. Рассказываю.
     Во время учебы в Питере привел я как-то одного из своих приятелей в дом к своей подружке. Дело было в первомайские праздники, и ее родители предоставили свою квартиру под молодежную вечеринку. С Верочкой мы были знакомы уже несколько лет, и она считалась моей девушкой. Как только я познакомил ее со своим приятелем, то понял, что в эту минуту потерял обоих. Они, как взялись за руки, так больше и не отпускали друг друга от себя. Я был напрочь сражен таким женским коварством и решил поступить так, как во всех фильмах поступают серьезные герои - залить горе водкой. Поставил перед собой на столе полную бутылку и никому не позволил из нее брать ни капли. Но, видать, рана в сердце была настолько свежа и глубока, что никакого облегчения не ощутил. Смело решив процедуру повторить, поставил перед собой вторую бутылку и поступил с нею, как с предыдущей.
     К этому времени вернулись родители и присоединились к нам. Дядя Миша, Верочкин отчим, видя мое состояние, отвел на кухню и стал расспрашивать, в чем причина, помогая нам третьей бутылкой, которую извлек из холодильника. К концу душеспасительного разговора мы умяли и ее. Во время "лечения" дядя Миша сказал слова, которые в то время, наверное, не произвели сильного на меня впечатления, но оказались пророческими:
   -Не думаю, что надо так сильно убиваться, поскольку не уверен, что тому парню повезло.
    Не нужны особые математические способности, чтобы сложить вместе содержимое двух с половиной бутылок и сделать выводы, "держу" я напитки, или нет. Своими ножками я покинул гостеприимное жилье, сел в трамвай, попросил кондуктора разбудить на моей остановке и уснул. У дома вышел, поднялся на четвертый этаж, разделся, умылся, лег в кровать и снова уснул, уже на сутки. Так у кого есть джокер, господа?
     Все те случаи моих пьяных отключений от восприятий реалий этой жизни следует, видимо, объяснять какими-то другими причинами, серьезно повлиявшими на ответную реакцию моего организма в связи с внедрением в него далеко не запредельных доз алкоголя. И до сегодняшнего дня, несмотря на вышеописанное самобичевание и хвастовство, продолжаю считать себя человеком мало- и редкопьющим. Ну, а каким следует считать человека, выпивающего на семейных торжествах 2-3 рюмки водки, у которого никогда, практически, не возникает желания выпить, а в холодильнике стоит початая бутылка водки, открытая несколько месяцев назад? Кто-то шепчет на ухо: "Просто не с кем выпить". Согласен. Но кардинально это дела не меняет.
     Так уж исторически повелось на Руси, что, практически, любое событие в той, или иной степени сопровождается возлияниями. Воистину, "Веселие на Руси – есть пити". В радости и в горе, в праздники и в будни, по любому поводу и без него. Специально просмотрел все свои рассказы, практически, во всех есть упоминание о застольях серьезных, или не очень, с вином и снедью, с разговорами, весельем или скорбью. Такова наша жизнь, и никуда от этого не деться.
     Многие интересные, а, порой, забавные события, происходившие в моей жизни, в большинстве своем прямо или косвенно были связаны с вином и его замечательным воздействием на человека. Считаю правомерным рассказать некоторые из них здесь, на страницах этой, "пьяной" главы.