Национальность

Татьяна Фольмер
Моей подруге посвящается


Все было как у всех. Школа, техникум, работа. Только вот было одно но – Лиля  была очень высокая.  188 см . Мама причитала: « Доченька моя, где же ты найдешь себе жениха, с таким – то ростом?»  Нашла. Любовь, свадьба, рождение сына. Все как у всех.
               Сыну было пять лет, когда терпение лопнуло,  и Лиля  выставила благоверного за порог. Пил. Скандалил. Те времена были нелегкими : все по талонам. Сейчас представить себе  трудно как  жили: один килограмм колбасы или сосисок , пачка масла, один килограмм сахара  на месяц. Кто лучше зарабатывал, мог себе позволить продукты с рынка.  Лиля  же работала швеей. Зарплата мизерная. Крутилась как уж на сковородке, чтобы прокормиться. А уж про одежду и говорить нечего. Перешивала, перекраивала, благо сама портниха. Алименты слезы. Не разгуляешься.
                И все - таки  умудрялись выкраивать  и устраивали себе небольшие праздники.
                Как гром среди ясного неба, тетка с семьей уезжает на ПМЖ в Германию. Они с мамой чистокровные немки. Поводом все бросить и уехать  послужила смерть Лилиной двоюродной сестры. Неудачный аборт. Некомпетентность врача, нехватка крови для переливания , редкая группа и резус отрицательный, привели к гибели сестры. В те времена доказать ошибку врача было практически невозможно. Почерневшая от горя тетка обивала пороги всевозможных структур, надеясь наказать виновных. Все впустую. Свои покрывали своих.  Отчаявшись, она и решила уехать, здесь ее ничего не держало больше.
                Через полгода засобирались и Лилины родители. Подали документы и ждали разрешение. Получили все , кроме Лили с сыном. Каприз папы , в момент записи в метрике – национальность ребенка : « Пусть  хоть она будет русская, а то одни немцы в семье».  Папа был русским.  «Нашего полку прибыло, доча.» Дорого обошлась ей  эта его причуда.
               Родители и  старшая сестра с сыном уехали , а Лиля  осталась.
Тосковала сильно. Ходила по разным конторам, пыталась решить вопрос с изменением национальности. Вот парадокс – закона запрещающего изменить национальность нет, но и разрешающего тоже нет. Заколдованный круг.
                Подключились все друзья, знакомые, с горем пополам решили  проблему. Не учла она педантичности немцев. Что написано пером, не вырубишь топором. В документах, отправленных в посольство в первый раз,  было написано – русская. И все. На ПМЖ ей  было опять отказано. Тогда родители отправили ей гостевое приглашение.
                Лиля оформляла  документы на гостевую визу, надеясь , что в конце концов останется  в Германии. Дядька что-то там придумал. В ОВИРе объявили : « Будьте добры, принесите согласие мужа на выезд ребенка за границу» « Но мы, же в разводе» « Не имеет значения, он отец ребенка, родительских прав не лишен».  Набравшись мужества, отправилась Лиля к родителям мужа, в надежде заручиться их поддержкой. Как бы ни так. « Как ты можешь увезти мальчика от отца? Ведь если вы уедете, они никогда не встретятся. Какой никакой, но он отец».  « Да какой, же он отец, забывает с днем рождения поздравить. Алименты копейки. С сыном уже год не виделся». Все уговоры впустую. Наревелась до красных глаз. Поехала к нему на работу . И услышала : « Готов для сына на все! Плати десять тысяч, и катите на все четыре стороны»  «Где взять такие деньги? Ты с ума спятил». « А это твои проблемы, хочешь уехать , плати!» Лиля продала все, что можно было продать. Наскребла пять тысяч, по тем временам – машина.
Милостиво дал бывший муж согласие.
Наконец -то все вопросы решены, можно улетать.
В Берлине встречала вся семья. Два года в разлуке, это когда чуть не каждый день виделись. Первый месяц Лиля привыкала к размеренной жизни, учила заново язык.
Дядя приехал в пятницу : « Ну, племяшка  завтра смотрины. Нашел парня, тоже переселенец . Работает со мной. Спокойный, воспитанный, работящий. Думаю, договоримся».  Оказывается,  родственники решили Лиле фиктивный брак устроить и оставить ее в Германии.
             Все утро ушло на приготовление угощения. Выкроив минутку, Лиля побежала приводить себя в порядок. Подкрасилась, нарядилась – очень хотелось понравиться жениху, хоть и фиктивному.  Вот и гость в дверях. Лиля остолбенела , впилась взглядом в его лицо.  Когда-то, давно ей снился сон: она катается на большом катере с мужчиной , он обнимает ее , крепко прижимая к себе. Этот сон повторялся несколько раз. Лиля отчетливо помнила мужчину из своего сна. И вот сейчас этот мужчина стоит на пороге родительского дома. Мистика.
           Взрослая женщина, смутилась, покраснела как девчонка, поймав его недоуменный взгляд. С трудом справилась она с волнением , но кусок в горло не лез. Пообедав, мужчины семейства с гостем ушли на веранду покурить и по делу побеседовать. Лиля не слышала, как и о чем они говорили, только услышала: «Спасибо за обед. А по поводу вашего предложения  подумаю». И он ушел. Звали его Артем. Всю ночь она  не спала.
Уже неважно было, согласится он или нет. К чему был этот сон? – мучило ее.
                Часов в 12 раздался звонок, дверь открыла Лилина мать. Услышав голос Артема, Лиля не в силах была встать с кресла, как приклеилась. « Иди в зал, Артем хочет с тобой поговорить». На трясущихся ногах вошла она в комнату. « Здравствуй Лиля. Я все обдумал. Ваше предложение о фиктивном браке мне не подходит» Внутри все оборвалось. Она замерла, губы не разлепить, чтобы хоть поблагодарить за участие. « У меня есть другое предложение» - продолжил Артем.  « Выходи за меня замуж по-настоящему»  Лиля была на грани обморока, не поверив услышанному, переспросила шепотом: « Что? Повтори».  И он повторил. Слезы градом хлынули из глаз. Так не бывает.
                Бывает. Вот уже двадцать лет Лиля живет в Германии. Сын вырос. Женился. Родить  Артему не смогла, не дал бог больше детей. Артем  воспитывал ее сына как своего. Поначалу снимали квартиру, потом купили домик. Устроилась на работу в ателье по пошиву  портьер, научилась водить машину.  Казалось, живи и радуйся, ан нет. Родители заболели как  то разом. Отец потерял речь, память, стал как младенец беспомощный. Мама слегла, отказали ноги.
Два года и нянька и сиделка. Обоих не стало. Лиля похудела, не могла спать. Сильно скучала по родителям.
                Только ведь жизнь продолжается. Родилась внучка. И сейчас все свободное время они с Артемом посвящают ей , Сандре. Сон в руку, так говорят, когда сон
сбывается. Прошлым летом отдыхали в Монако. И был большой катер, и Артем крепко обнимал, прижимая к себе. Вот только про сон свой она до сих пор ему не рассказала, боится не поверит.