С Успением Пресвятой Богородицы!!!

Марина Синотова
Пять утра. Мне не спится. Вышла на крыльцо. Смотрю на небо, усыпанное мелкими зернышками звезд. Конец августа,пора урожая звезд на небе и яблок в саду. Так моя бабушка говорила. Вчера было Успение Пресвятой Богородицы, великий осенний праздник.
Закончился строгий пост. Села я на крыльцо и вспонилось, как бабушка рассказывала о Успенщине, так у них в деревне назывались гуляния, после поста и Божественной Литургии на Успение . Если год случался урожайным, то праздновали с размахом по неделе и больше.
У бабушкиных родителей имелась своя мельница и булочная в городе и на Успение,было принято печь огромный пирог, из пшеницы нового урожая,все старались разговеться новым хлебом.
Обязательно приглашали всех родствеников и закытывали такой пир. Особенные гости в это время были - затья. Почему? Незнаю, но бабушка так рассказывала.
Чего только не ставили на стол! И кулебяки с рыбой, а у бабушки семья была побогаче, так и с мясом, луком с яйцом, маком, яблоками. Варили холодец, двух видом. Помню, что из головы быка и куриный. Овцу закалывали. И варили сливник, что-то наподобии мармелада.
 Мой прадедушка, был кузнецом и очень почитаемым человеком в деревне. Он простолюдин, но сумел в царской армии выслужиться до офицерского чина и, как бабушка объясняла, в то время - это было очень сложно. Потому, на праздники, гостей в их семье было много, да и Илью, так звали деда, приглашали на угошенье во многие дома. Мой прадед еще и ульи имел и делал отменные домашние вина. Конечно и самогонку нагонял и мед варил, потому, что сам был любитель:"...утолить печаль и повеселить кровь..."- так он всем говорил, опрокинув не одну стопку . Гостей на Успение почвовал и медом и всем, что прабабушка наготовила из нового урожая пшеницы. Помню, что 29 августа Ореховый Спас и моя бабушка, по рецепту своей матери, готовила отменные орехово-медовые лепешки. Рецепт утерян. Жаль. Я обязательно бы приготовила.
Помню, моя бабушка, человек по настоящему верующий, говорила: ".. наступил Маришка Госпожеский праздник, потому как Божья матерь - народная заступница, вот ее и называют Госпожой. Ты всегда проси ее помощи и покрова небесного. Верь - она всем помогает.."
Для меня ,тогда - это были просто красивые сказки. Время то было, безверия - атеистическое. Жаль, ведь столько всего правильного было в наших русских, православных страдициях.
Даже погоду, без гидрометцентра, люди по приметам прогнозировали.
Вот пример. Если на Успение без заморозков до Ивана Постного(11 сентября) морозов не будет. С Успения начинается молодое бабье лето. Продлится оно до 11 сентября и если будет погожим, то на старое бабье лето жди ненастье. Дедушка мой всегда говорил: "....если в молодуху(молодое бабье лето) по утрам туманы и мошкара вьется то надо по грибы идти - верная примета на урожай..."
Еще на Успение ласточки, на зимовку отлетают и солнышко
становится не ярким и менее теплым.
Просидела я на крыльце в воспоминаниях и не заметила, как рассвет забрежил. Смотрю за рекой туман стелится. Вчера соседи грибов две больших корзины собрали. Опята уже пошли. Небо еще час назад было звездным, а сейчас затянуло серыми облаками. На термометре 13 градусов тепла. Сижу и думаю вот и лето закончилось, а тепла так и не почуствовали холодным выдалось. Интересно, а какой осень будет, по приметам начало - должно быть теплым.
Сегодня у меня гости, братья приедут и дочька с мужем. Спать нет смысла ложиться - пора ставить пироги, разбирать холодец, достать из погреба квас и разлить в кувшины, посмотреть, как там мой шашлык, что вчера замариновала . А завтра солить огурцы. Ловлю себя на мысли, что все в точности, как у моих предков, хотя я только сейчас сидя на крыльце и встречая рассвет, вспонила бабушкины рассказы и приметы.
С праздником Вас, мои дорогие! И пусть Божья матерь хранит Вас своим покровом! 


 Обратиться