Мотивации к обучению как абсурдный вопрос

Олег Басин
Мотивации к обучению как абсурдная постановка вопроса         
Уважаемый читатель, данный труд является частным выводом от общей фундаментальной теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), которую можно найти по указанному выше адресу.


В последние времена в психологической литературе и во всевозможных психологических рассуждениях читатель всё чаще и чаще может обнаружить некую загадочную фразу, ставшую уже настолько важной, что она практически превратилась в ключевую фразу педагогической психологии: «мотивации обучения» или «или мотивации к обучению». Трудно сказать, как и где впервые появилась эта безграмотная и до абсурдности нелепая фраза, как уже говорилось, ставшая ключевой во многих произведениях по психологии, но даже сама в себе она уже содержит настолько явные противоречия, что это не позволяет ей оставаться даже в рамках хоть какого-нибудь здравого смысла, не говоря уже о научности. Тем не менее, её повторяемость и её популярность не могут не удивлять, равно как и её вопиющая наукообразная нелепость. Кстати, и сама литература по психологии, содержащая её, или озаглавленная с её применением, в подавляющем большинстве своём отличается аналогичной нелепостью и почти полным пустословием.
          Мотивации: чем ведают они в нашем сознании или в сознании ученика? Они ведают текущими поступками, поведенческими процессами, происходящими в повседневной жизни, зачастую даже не обладающими никаким особенным значением. Поступки и поведенческие процессы — это явления, происходящие всего лишь в масштабах минут. Масштабы времени, в которые укладываются мотивационные процессы, руководящие поведением и поступками, совершенно не сопоставимы с этапами и вехами нашей учебной жизни, а также с её глобальными целями. Мотивационная связь — это всего лишь связь между двумя поведениями (поведенческими или мыслительно-поведенческими образами), и с помощью данных связей некое множество различных поведений объединяется в деятельность — более масштабное и более долгоиграющее образное формирование. Допустим, ученик делает уроки: это и есть его деятельность на данный момент. Он пользуется мотивациями для того, чтобы, например, выбрать определённый шаг в решении задачи. Но как, простите, мотивации могут определять основное отношение ученика к процессу обучения — это загадка для всех разумных людей. Тогда возникает вопрос: с чем же перепутали эти господа мотивации, вместо чего они применили этот красивый на вид и абсолютно неуместный термин о мотивациях к обучению? Да, то, с чем они перепутали мотивации, в общей архитектуре сознания находится от них настолько далеко, что в двух словах на этот вопрос и не ответишь. Ну, что ж, ответим чуть длиннее.
          Мотивационные связи, или мотивации, собирают деятельности из отдельных поведений. Но и деятельности — это далеко ещё не вершина образной сборки. Деятельностные образы тоже могут объединяться в ещё более крупные и длительные образные формирования, которые мы можем называть ролями. Такие деятельности, как подготовка уроков, приведение в порядок своей школьной одежды, какие-либо школьные мероприятия, да и просто школьные общения и тусовки, могут входить в некую единую роль — роль ученика. На самом деле даже ученических ролей у одного и того же человека может быть некоторое множество, ведь все мы, чего греха таить, неоднозначно ведём себя в учебном заведении и неоднозначно относимся к разнообразным его аспектам. Создаются же наши роли из отдельных деятельностей с помощью соответствующих связей, связей более сложных, чем мотивации. Это уже связи смысловые. Именно они (по смыслу) подбирают деятельность к деятельности и формируют из них единую роль.
          Можно сказать, что смысловые связи и роли — это уже более адекватные категории для объяснения такого глобального жизненного процесса, как обучение. Более адекватные, но ещё не в полной мере, потому что они ещё не захватывают в себя мировоззренческих процессов и проблем, которые, как нам кажется, должны иметь некоторое отношение к процессу обучения. Так что ролями и смысловыми связями тоже дело не заканчивается, а познание и обучение требуют ещё более сложных категорий и ещё более сложных механизмов, чем даже смысловые и ролевые.
          Более же масштабными связями, чем смысловые, т.е. связями следующего порядка являются ценностные связи сознания, объединяющие уже роли в нечто ещё более крупное. Вот это ещё более крупное, чем ролевые образы уже ни что иное, как личностные образы, или просто личности, они то и занимаются такими глобальными процедурами нашей жизни, как обучение, используя для этого ценностные связи.
          Да, в сознании всё сводится к формированию образов всё более и более крупных, и каждый переход на следующий образный уровень происходит с помощью определённых связей. Рассудочные образы ассоциациями соединяются в поведенческие, поведенческие образы мотивациями соединяются в деятельности, деятельностные образы смысловыми связями объединяются в роли, а вот уже роли с помощью ценностных связей объединяются в личности (личностные образы). Как вы думаете, какие связи на самом деле определяют отношение ученика к процессу обучения? Думается, что ценностные. Вот теперь давайте и прикинем, что с чем перепутали господа, твердящие о «мотивациях к обучению», т.е. на сколько порядков, на сколько уровней сознания они промахнулись? Вот почему данная фраза нелепа и бестолкова, не говоря уже о её лженаучности.
          Дело, однако, даже не во фразе. Фраза — лишь симптом, симптом состояния той науки, которая занимается образованием и воспитанием наших детей.