Автомобиль Москвич

Александр Нотик
1956 год. Село Пирогово.
Село Пирогово находилось в 20 км от поселка Чкалова г. Каменск-Уральский и завод п/я 4 шефствовал над колхозом этого села. Село окружали леса и молодой сосновый бор. Рядом с селом протекала речка Синара. До села можно было доехать по грунтовой дороге. Осенью и после дождей, дорога становилась непроходимой. Как шефы, наш цех поставил недалеко от речки паровозный тендер, в который закачивали воду из речки, а затем, когда она там нагревалась, колхозники поливали грядки огурцов и помидор.
Там же летом располагался заводской пионерский лагерь.
Но в 1957 году поступила команда переделать водозабор и брать воду с поверхности реки и для полива и для душевых пионерского лагеря. Для этого мы рукава водозабора закрепили на поплавках. Детей разрешили купать под душем только один раз в смену. Купаться в реке запретили. Комсомольцев завода направили на уборку территории пионерского лагеря и прилегающего хвойного леса. Хвою, мы должны были сгребать и закапывать в ямы, вырытые экскаватором. Сжигать её на кострах было запрещено. Через некоторое время до нас дошли слухи, что в Челябинской области произошел выброс радиоактивного облака, которое прошло через станцию Багаряк, г. Каменск-Уральский и дальше в сторону Свердловска. Вдоль Барабановского тракта, идущего в сторону Челябинска были распаханы широкие кюветы, поставлены столбы с плакатами, запрещающими заходить в лес, собирать грибы и ягоды. Села вдоль тракта были выселены и только груды кирпичей на месте разрушенных церквей напоминали, что здесь жили люди.
В 1956 году Синарский трубный завод, на котором работали мои родители, строил прекрасный пионерский лагерь в верховьях реки Каменки. Я выезжал на это строительство, подменяя отца. Но лагерю не суждено было принять ни одной смены ребят. Лагерь закрыли, не открывая. А на его территории устроили птицеферму.
В 1956 году колхозу села Пирогово выделили, и они купили автомобиль «Москвич 402». Автомобиль стал «колхозным» и ездили на нем все кому не лень. Завхоз, с деревяшкой вместо одной ноги, наехал на пень, да так, что согнул лонжероны. И при езде на неровностях дороги передние колеса задевали за крылья и разрезались вдоль на две части. Председатель, двигаясь задом, сбил во дворе правления столб, подпирающий навес. На правлении колхоза шел спор о необходимости продать машину, пока её окончательно не разбили. Мой непосредственный начальник Шимко узнал об этом и стал настраивать  парторга колхоза, чтобы машину продали ему. Парторг был постоянным посетителем нашего цеха с различными просьбами о помощи колхозу в ремонте техники. Шимко ему сказал: «Или продаете автомобиль мне, или можешь не приходить за помощью».
Лето 1957 года. И вот мы на «Москвиче 400» Николая Лукича Вяткина едем в Пирогово. При подъезде к селу нам попался верхом на лошади один из членов правления колхоза и помахал кулаком с криком – не получите вы машину. Мы остановились не въезжая в село, и пошли с Шимко к правлению. Во дворе вокруг машины суетился народ. Завхоз менял изрезанные колеса на победовскую резину, кто-то ковырялся в карбюраторе. Шимко пошел в правление и сказал, что подаст мне знак, когда можно будет забирать машину. И вот он мне махнул из окна, что можно забирать. Я ответил, что еще рано, т.к. еще нужно поменять одно колесо. И вот колесо на месте. Я прошу всех отойти от машины. Поднялся шум. Особенно шумел и размахивал костылем завхоз, но я сел в машину и она чудом завелась. Я выехал со двора правления и поехал, к ожидавшему нас Вяткину. Через некоторое время к нам подошел Шимко и мы поехали в город. Рядом с заводом находился старый поселок из 5 бараков, в котором жила тёща Шимко. Он предложил заехать к ней и попросил сам сесть за руль. И вот мы спускаемся по небольшому уклону, а дорогу переходит стая гусей.
Шимко кричит: «Эй, Эй!», а машина катится, и сзади я вижу, лежит один гусь. Шимко выскакивает из машины, хватает за шею этого гуся и спрашивает у столпившихся женщин:
- Чей гусь? Чей гусь?
- Пелагеи!
- Где Пелагея?
Выходит бабуля Пелагея.
Шимко: - сколько стоит гусь?
Пелагея: - 50 рублей.
Шимко тут же отдает деньги, садится в машину, а мне говорит: - сказала бы 100, отдал бы 100. Едем!
Подъезжаем к бараку, в котором жила тёща, и Шимко с гусем в вытянутой руке вылезает из машины.
Тёща, всплеснув руками: - это же гусь Пелагеи!
Шимко: - Мой гусь, держи.
На следующий день, с разрешения директора завода мы загнали автомобиль в цех и с Николаем Лукичем приступили к его ремонту. Выправили и усилили лонжероны, сделали ревизию и смазку ходовой части, разобрали двигатель, залили вкладыши коленчатого вала баббитом.
И вот мы с Шимко едем на Барабановский тракт обучать его вождению автомобиля. Барабановский тракт – это старая разбитая дорога из Свердловска в Челябинск, никогда не покрывавшаяся асфальтом. В это же время там мы увидели СЕРЫЙ ЗИМ, на котором мужчина обучал свою жену. Когда Шимко освоился с педалями и рычагами, решили ехать в ГАИ сдавать экзамены на право вождения автомобиля. Для поддержки Шимко договорился с начальником райотдела милиции майором Козловым.
Втроём садимся в машину и едем в центральный район в ГАИ. Козлов сразу же прошел в кабинет своего приятеля начальника ГАИ, а Шимко в класс, в котором проходил экзамен по правилам уличного движения (ПУД). Минут через 20 он красный выскакивает оттуда: - «Где Козлов? Где Козлов?»
- Что случилось?
- Инспектор задает вопрос. Я не успеваю ответить, как он начинает кричать «Авария!». Где Козлов?
Я показываю на кабинет начальника ГАИ. Шимко заглядывает в кабинет и пальцем просит Козлова выйти. Из кабинета выходит Козлов и начальник ГАИ. Шимко что-то им объясняет. Начальник ГАИ заходит в класс и предлагает зайти Шимко. Минут через 5 Шимко с довольным лицом выходит из класса и вместе с инспектором направляются к машине. Я сажусь на заднее сиденье, но инспектор просит меня выйти. Минут через 40 они возвращаются. За рулем сидит инспектор, а рядом сияющий Шимко.
- Что случилось?
- Только отъехали, а он говорит: «Дай покататься!»
(Такой же случай произошел, когда на права, на этой же машине, сдавала моя жена.)
Машину они поставили так, что чтобы ехать домой нужно было развернуться.
Шимко получил новенькие права.
И вот выходит Козлов и нач. ГАИ.
Нач. ГАИ – Ну, молодой водитель вези нас домой!
Шимко, указывая на меня, - Вот он повезет, а то я перенервничал во время экзамена.
Благополучно вернулись домой, а Шимко говорит, что он бы поехал разворачиваться аж за город.