Рассказ Посылка из Кельна

Владимир Флеккель
                Посылка из Кельна

     В Ереван команда прилетела под вечер 7 ноября. Выгружались из автобуса у гостиницы на центральной площади города под праздничный салют. Шутили, что это в нашу честь. Впервые очутившись в Армении, я с интересом рассматривал дома из розового туфа и черноволосых ереванцев, восторженно встречавших каждый залп, не обращая внимания на сыпавшиеся с неба полусферы из прессованного картона – вместилища фейерверочных зарядов.
     Завтра должен был состояться матч, от результата которого зависело, станет «Спартак» обладателем серебряных наград, или бронзовых. В преддверии всех матчей, а такого тем более, работы у медицинского персонала команды много. Ни о какой ознакомительной прогулке по городу вечером речи идти не могло.
     Утром следующего дня, спустившись в ресторан, застал сидящих за столом почти всех руководителей команды и с ними незнакомого человека, которого мне представили, как второго тренера западногерманского клуба «Кельн», прилетевшего сюда специально, чтобы посмотреть игру своего будущего соперника в рамках Кубка УЕФА. Я на немецком поздоровался с гостем:
   -Очень приятно познакомиться. Доброе утро. Врач команды Флеккель Владимир Александрович.
   «Дед», как игроки величали начальника команды Старостина Николая Петровича, удивленно посмотрел на меня поверх очков:
   - Доктор, вы владеете иностранным языком?
   - Да как Вам сказать, Николай Петрович. Во всяком случае, к этому самому моменту половину своего словарного запаса я уже исчерпал.
   - Прекрасно. В таком случае попрошу Вас перевести следующее.
     Здесь необходимо пояснить. Когда-то, почти 40 лет назад, сразу после войны, живя с родителями в Германии и общаясь с немецкими мальчишками, я довольно бойко говорил и абсолютно все понимал. Дальнейшие годы молчания «по-немецки» и тщательное изучение его в школе и Академии привело к полному забвению языка. Конечно, поздороваться и сказать пару слов, соответствующих обстоятельствам я мог, но не более. Возразить «деду» я не успел, и дальше все происходило, приблизительно, так.
    «Дед»: - Ввиду того, что предстоящий матч имеет очень большое значение для распределения мест в турнирной таблице Чемпионата СССР по футболу, все члены команды, включая и руководство, находятся в состоянии серьезной и ответственной подготовки к соревнованию. Поэтому, искренне приветствуя Вас на нашей земле, мы приносим извинения за недостаток внимания, кое мы сможем Вам уделить.
     Я: - Добро пожаловать в нашу страну.
   "Дед" удивленно смотрит на меня, мол, что уже все? Я с чувством полного превосходства, показываю, что все сделано abgemacht.
   «Дед»: - Понимая неудобство сложившейся ситуации, и стремясь как-то ее разрешить, мы предоставляем в Ваше распоряжение автомобиль с шофером и говорящего на Вашем языке доктора в качестве сопровождающего. Достаточный уровень его образования и интеллекта позволят Вам с интересом провести день и познакомиться с замечательным городом.
     Я: - Вашим гидом буду я.
     Сказав еще несколько фраз в таком же духе, «дед», старший тренер команды Бесков Константин Иванович, и Председатель Московского городского Совета «Спартака» Шляпин Юрий Александрович с достоинством удалились. Мне же, впервые прибывшему в эту республику 9 часов назад и проведшему 8 из них в постели, предстояло ознакомить иностранного гостя с городом-столицей Армении.
     Должен признаться, что мои знания в качестве экскурсовода были настолько скудны, что моему подопечному совершенно не грозила информационная перегрузка. Я судорожно пытался что-то вспомнить из курса средней школы, но кроме того, что Армения возникла на территории древнего государства Урарту, ничего в голову не приходило. Лишь потом в памяти возник еще один огонек,- турецко-армянская резня. И больше ничего. Очень надеялся на знания и любовь к своему городу шофера обещанной нам машины. Больше уповать было не на что, и мы направились к выходу. В холле Сашка Хаджи, администратор команды и правая рука «деда», незаметно сунул мне в карман деньги на расходы.
     Увидев лилово-красный нос нашего водителя, понял, что моим чаяниям в отношении краеведческой помощи со стороны местного жителя не суждено сбыться. Мне грозил полный крах. Тем не менее, попросив водителя показать город, называя вслух заслуживающие, по его мнению, внимания объекты, мы отправились в это увлекательнейшее путешествие.
    Водитель преобразился, моя просьба выпрямила его спину, расправила усы и даже, казалось, изменила цвет носа – он слегка побледнел. Заслуживающие нашего внимания объекты располагались буквально на каждом шагу. Водитель громко называл достопримечательность, а я, как мог, переводил. Это была вторая серия уже известного нам фильма, где сокращения теста шли рука об руку с изменением смысловой нагрузки.
     Водитель: - В этом месте такая долма, с руками съесть можно.
     Я: - В этом доме располагается краеведческий музей.
     Водитель: - Здесь подают лучший в Армении шашлык.
     Я: - Здесь лучшая в Армении школа для одаренных детей.
     Водитель: - Лучшего вина, чем здесь, не найти во всем городе.
     Я: - Тут находится студия очень известного скульптора.
     Если глубоким знаниям водителя время не грозило истощением, то моим фантазиям, как я чувствовал, очень скоро наступит конец. И тут в памяти приоткрылась какая-то створка. Оказалось, что я кое-то знаю и помню об оперном и драматическом театрах, об актерах, художниках и скульпторах этого великого города, о всемирно известном хранилище рукописей – Матенадаране, и даже что-то об армянской церкви и ее каталикосе. Посоветовав нашему словоохотливому гастроному временно прикрыть фонтан и везти туда, о чем буду говорить, я начал извлекать из закоулков памяти крохи знаний, из которых потихонечку слепил образ города. Жонглируя двумя десятками немецких слов, сумел донести все, не расплескав, до сознания нашего нового приятеля Клауса.
     Время, которое утром висело надо мной, как готовая обрушиться вниз лавина, растаяло без следа и испарилось в синем безоблачном небе красивой армянской столицы. Подошло время обеда. Разрешив нашему водителю показать себя во всем блеске, я откинулся на сидение с видом полководца, покорившего средневековую крепость.
     Надо признать, обед был на высоте. Обращения нашего водителя к своим соплеменникам - поварам с просьбой показать себя во всей красе, возводили и без того вкусные блюда в степень изысканности. Но пора было возвращаться в команду. До игры оставалось всего ничего. Мы расстались с Клаусом. Дальше он должен был плыть сам. Программа была выполнена полностью. Единственное, что ему не удалось сделать в Ереване – это найти и приобрести палехскую шкатулку, которую он когда-то где-то у кого-то видел.
     Мы выиграли игру и завоевали серебряные медали Чемпионата. Все были радостно возбуждены. Впереди маячили приличные премиальные и месячный отпуск. На радостях «дед» решил продлить срок своей благотворительности за мой счет, сообщив Клаусу, что в Москве до его отлета будет в полном распоряжении машина и известный уже ему гид. Меня это сообщение не очень удивило, я предчувствовал, что должно произойти нечто подобное. В голове проигрывая Московскую программу, позвонил приятелю и попросил купить палехскую шкатулку средних размеров и оставить для меня у администратора ресторана «Арагви».
     С аэродрома все разъехались по домам, а мы отправились в прогулку по столице. Здесь уже было, что сказать и показать. Очередная порция денег, положенная Сашкой мне в карман, сделали нашу экскурсию абсолютно законченной. За столом, уставленным грузинскими яствами, разговорились, вспомнили свои семьи. Я похвастался тем, что у меня годовалый внук, Клаус – своей многодетностью. Время пролетело моментально.
     В аэропорту мы расстались окончательно. Я протянул ему шкатулку с изображением русской тройки на память о наших путешествиях.
   - Я жду тебя, Владимир, в Кельне.
   - До скорой встречи.
     Я произнес эти слова, будучи совершенно уверенным в том, что мы не увидимся никогда, ведь к тому времени я был «стойко не выездной». И, конечно, в Кельн команда улетала без меня. Я провожал ее в аэропорту и там же через несколько дней встречал.
     Первый вопрос доктору физкультурного диспансера, сопровождавшему команду на игру (у него анализы были намного лучше моих и позволяли покидать святые рубежи СССР):
   - Ну, что привез?
     Этот вопрос обозначал совсем не то, о чем вы, дорогие читатели, подумали. Это был чисто профессиональный интерес относительно количества травмированных ребят. Я наблюдал за игрой по телевизору и знал, что игра была жесткой, и доктор должен был привести мне «полон рот хлопот». Должен сказать, что врачи спортивных команд смотрят игру несколько иначе, чем все остальные. Конечно, ход матча их тоже интересует, но большее внимание они уделяют столкновениям, отмечая про себя механизм получения травмы.
   - Вовка, сколько мне еще таскать твое барахло? – по проходу шел Сашка Хаджи и тащил по полу два больших спортивных баула,- Принимай, вот этот твой. Тут еще письмо от твоего знакомого немца. Мы сказали ему, что ты прихворнул.
     В дороге прочитал письмо. Клаус от имени всей своей семьи, ждавшей меня в гости, выражал соболезнование по поводу «болезни», о симптомах которой он тщательно расспросил игроков, и все понял.
     Дома открыли баул. Клаус, помня о моем маленьком внуке прислал ему полный гардероб детской одежды. Мне сейчас не перечислить всего. Скажу только, что, если размеры этих вещей увеличить до размеров взрослого мужчины, то это был бы гардероб английского денди. Должен напомнить, что все это происходило в годы, когда прилавки наших магазинов были совершенно пусты. Когда мои женщины стали наряжать и выпускать нашего малыша «в свет», все мамы, гулявшие с детьми во дворе, сразу окрестили его - «каталожный Вовка».
     Со временем он вырос из этого великолепия, и вещи стали раздавать друзьям и знакомым, у кого были маленькие дети. Я еще долго встречал в нашем дворе малышей, одетых в знакомые «толстовочки», свитера и комбинезончики.
     С тех пор прошло более четверти века. У нас дома бережно хранится комбинезон светло сиреневого цвета с разными там заклепками и отстреливающимися креплениями. Он ждет своего нового хозяина – моего правнука. Очень надеюсь на то, что буду свидетелем этой встречи.