Рассказ Первый блин

Владимир Флеккель
                Первый блин

«Это было в то время, когда
отец в футбол бегал»
Светлана Флеккель

     С «Мастером», как некоторые именовали Константина Ивановича Бескова - главного тренера Московского «Спартака», меня познакомил и рекомендовал, как опытного врача, только что демобилизовавшегося из Армии, наш общий знакомый, известный в Москве гомеопат - доктор Лепницкий Дмитрий Теодорович. В это время команда находилась уже в состоянии медицинского цейтнота: приближалось начало второй половины сезона, а врача не было. Думаю, поэтому Константин Иванович сразу же пригласил на работу. Мои сомнения насчет возможности выезда с командой за рубеж, хотя бы потому, что имевшийся у меня допуск секретности номер 1 не мог помочь в получении визы, он отверг, как не имевшие под собой никакого основания, сказав, что это его проблемы. На том и порешили.
     Не оформляя приказом, меня взяли на первую игру в качестве врача только с одной целью – проверить, фартовый ли. На мое счастье, в тот день «Спартак» выиграл у «Динамо»-Минск 3-2.
   - Оформить приказом с сегодняшнего дня.
     Все шло замечательно до момента первого выезда за рубеж. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Именно к тому времени, когда надо было вылетать в Голландию на игру с «Оденсе» все великие мира сего, с кем был хорошо знаком Бесков, по своей воле, или нет, покинули свои уютные кресла в руководстве Москвы и государства. Перестройка постепенно набирала обороты.
     Комиссию Сокольнического райкома партии, решающую, достоин тот или иной человек поехать с группой под присмотром «конторского» служащего за рубеж, команда рассматривала, как обычную рутинную процедуру, к сожалению, обязательную. Пожилые заслуженные люди, с внушительными иконостасами орденских планок на груди, улыбались знакомым по телевизионному экрану лицам спортсменов, задавали вопрос типа: «Сколько будет дважды два?», серьезно выслушивали ответ и, пожелав успеха в спортивных баталиях, отпускали с миром. На все про все у каждого игрока во время этой процедуры уходило от силы секунд 20 -30.
     Я, ожидая такого же приема, был здорово озадачен, когда был встречен длительной тишиной, изредка прерываемой тихим говором членов комиссии, обсуждавших между собой какой-то документ и изредка поглядывающих на меня. Наконец, прозвучал вопрос:
     - Скажите, Владимир Александрович, какие трудности испытывает сейчас Коммунистическая Партия Голландии? Вы понимаете, вопрос задан не случайно. Именно в этой стране Вы будете представлять нашу державу.
     Вот теперь с этой комиссией все для меня стало ясно. Повеяло чем-то очень знакомым из моей юности, словно кто-то передавал привет от экзаменатора приемной комиссии с его замечательным вопросом о свойствах исландского шпата. Поэтому я решил не продлевать их удовольствие:
   - Понятия не имею. Да и вообще не уверен, что там такая существует. Я могу быть свободен?
     Узнав, какой разговор у меня состоялся в райкоме, «дед», Николай Петрович Старостин, схватился за голову, вручил мне билет на самолет и, предупредив, что при отлете я должен выглядеть, как новый доллар, помчался туда сглаживать углы и добиваться для меня разрешения на выезд. Я рассматривал полученный билет на рейс Москва – Оденсе с посадкой в Копенгагене и не верил в реальность происходящего. Это сейчас, дорогие читатели, эти слова ни на кого не производят впечатления, а тогда вчерашний офицер Советской Армии держал в руках билет на свое имя в капиталистическую (!) страну.
     Вернулся «дед»:
   - Владимир Александрович, Вас что, из Советской Армии изгнали?
   - ?
   - Вы совершили что-то недостойное офицера, какой-то проступок?
   - Да с чего Вы взяли, Николай Петрович?
   - В райкоме со мной разговаривали какие-то незнакомые люди, уверен, что из «конторы», их-то я за версту чую, и интересовались, как вы попали в команду, почему без предварительного согласования с райкомом, и как-то странно отзывались о Вашем военном прошлом. Так что случилось?
   - Понятия не имею. Я верой и правдой прослужил 30 лет, а с полярными - это все 40, подал рапорт на увольнение, прошел медицинскую комиссию, и, получив благодарность и поздравительный адрес Министра Обороны, был с почестями демобилизован. Мало того, ко мне домой приезжал самый главный медицинский начальник, пытаясь воздействовать на жену с надеждой, что я изменю решение. Так что весь Ваш рассказ звучит, как бред какой-то. Как-то в гостях меня познакомили с Константином Ивановичем, и тот предложил мне эту работу. Вот и вся моя не хитрая история.
   - Так Вы раньше не знали Бескова?
   - Я с ним знаком не дольше, чем с Вами.
   - Это меняет дело. Признаюсь, Вы мне симпатичны, и я бы хотел, чтобы Вы продолжили работу в команде. Главное, что ребята к Вам относятся хорошо. Я ничего не обещаю, но попробую как-то изменить ситуацию.
     Некоторый холодок в наших с «дедом» отношениях вначале и такая метаморфоза сейчас объяснялись просто. Николай Петрович Старостин был не просто спартаковцем, он был одним из родителей этого клуба, а Константин Иванович Бесков был пришлым, динамовцем, следовательно, не своим. С людьми, которых «Мастер» привел в команду, с которыми дружил и был знаком много лет, «дед» работал спокойно, уравновешенно, но не любил. Он и меня считал человеком «Беса».
     Изменить ситуацию Николаю Петровичу удалось лишь частично. Я продолжал работать в команде, но в зарубежные поездки она отправлялась без меня. Иногда, когда уезжали на длительный срок, меня подменял кто-нибудь из врачей физкультурного диспансера, а не на долго - дополнительный «конторский» служащий. Такие были времена.
     В конце сезона Константин Иванович вызвал меня к себе и признался, что ему не удается пробить брешь в «конторской» обороне, а команда без врача на длительный предсезонный сбор ехать не может. Пришло время прощаться.
«Дед» долго и как-то виновато тряс мне руку, будто извиняясь за невозможность еще раз помочь мне.
   - Николай Петрович, я не делаю трагедии из сложившейся ситуации, мало того, я очень рад тому, что сумел поработать со всеми вами и сохраню в памяти это светлое и очень интересное время. Еще раз примите мою искреннюю благодарность за все, что Вы для меня сделали, и прощайте.
   - Честно говоря, Владимир Александрович, я пригласил Вас не для того, чтобы прощаться. Дело в том, что есть у нас дочерняя команда «Красная Пресня». Играет во второй Лиге. Честно скажу, команда так себе. Хотим реанимировать ее и сделать кузницей собственных кадров. Через несколько дней ее примет новый тренер – Олег Иванович Романцев и новый начальник команды Жиляев Валерий Владимирович. Не желаете ли присоединиться к ним?
   - Желаем!
     Спираль моей спортивной жизни не обрывалась, она заходила на новый виток.