Есть многое такое, друг Горацио...

Сергей Шалинский
   Студенческие годы. 1983 год. Учёба в Alma mater.

Наша группа проходила цикл обучения на кафедре инфекционных болезней. Наш преподаватель, хороший специалист и приятный в общении человек, как-то при обследовании больного показал неизвестный нам метод диагностики. Мы учились на пятом курсе и, по крайней мере, знали всё или почти всё о методах диагностики, в которых в качестве инструмент используются руки врача. Но в этом случае было нечто необычное и интригующее. Объяснить физический механизм никто из нас не смог, в том числе и наш преподаватель, он, как и мы, увидел эту методику у своего преподавателя и применил её в работе без всяких обоснований.

   Медицинские работники знают несколько методов обследования пациента, в которых используются руки: пальпация, перкуссия и голосовое дрожание. Пальпация – контактный метод. Орган можно ощутить рукой. При перкуссии используются средние пальцы, они применяются как молоточек и наковальня. Отраженный звук, изменяется в зависимости от плотности  «простукиваемого» органа. Голосовое дрожание используют при обследовании органов дыхания:  пациент произносит специальные словосочетания, а руки врача определяют проводимость звука через легочную ткань. Эти методы весьма субъективны и поэтому точность диагностики зависит от опыта врача. Однако их можно как-то объяснить, используя наши физические понятия: плотность тканей, поглощение, проводимость и отражение звука в средах с различной плотностью.  А этот метод… У него даже нет названия.

   Не надо никаких специальных способностей и условий, только сухие и тёплые руки врача и кожа без повреждений у пациента. Вот и всё. И потом также просто: ладонь врача быстро скользит по коже пациента и сама останавливается на границе внутренних органов, очагов воспаления, опухолей, кист и абсцессов. Таким образом, имея определённый навык, можно быстро определять границы, размеры органов и наличие в них патологических образований.

   Работая врачом терапевтом, я применял эту методику в работе с пациентами. Что существенно, так это: кратковременность обследования, высокая точность измерения и возможность использовать метод при вынужденном положении больного.  Для подстраховки я сравнивал точность измерения с результатами, полученными при классической перкуссии. Разница в измерении составляла не более 1 см. Впрочем, ещё неизвестно какой метод дал погрешность.

   Чем можно объяснить остановку руки при скольжении? Мы высказывали разные гипотезы, даже такую, как «увеличение силы трения скольжения при движении ладони в результате изменения электрического заряда кожи  над тканями различной плотности». На мой взгляд, это было самое разумное объяснение метода. Конечно, при желании, можно придумать название, подвести под него доказательную объективную базу  и получить патент. Но для этого надо было проявить энтузиазм, изыскать время и деньги... Да и «лень – матушка» не последнее препятствие…

   Размышляя над физическим обоснованием метода, подумал: может быть, трение скольжения здесь не причём? А не попробовать ли, провести диагностику не снимая рубашку с пациента? Может быть получится. Если пальпацию, перкуссию, «голосовое» дрожание и аускультацию через лёгкую одежду проводить можно, но не желательно, то почему с новым методом не получиться? Проверил – действует. Точность диагностики не изменилась. Вот и думай теперь над новым обоснованием.