Практика возрастания в духе

Николай Павлович Кормаков
       Уверовав, я стал думать, как мне практически возрастать духовно, т.е. приблизиться к Иисусу Христу. Самой главной задачей я считал достичь того, чтобы не только управлять свободно мыслями, но и вообще не иметь посторонних мыслей. Мой духовник, протоиерей Георгий (Морошан Георгий Иосифович), сказал, что не всё сразу и, что к этому можно прийти постепенно, но, впрочем, это дар Божий.
       В практическом подходе к возрастанию в духе мне сильно помогли книги Феофана Затворника, где в начале он советует просто встать на колени и обращаться ко Христу обычными словами. Я испытал интересные ощущения. Оказывается не так-то просто первый раз встать на колени и молиться при этом Богу: сознание как-то странно раздваивается, представляешь себя со стороны и всё это кажется глупым и смешным. Но, как и предупреждает Феофан Затворник, требуется для этого произвести над собой усилие, не обращая внимания на все возникающие внутренние помехи. Действительно, всё быстро проходит и молитва становится сосредоточенной.
Жили мы в одной комнатке, поэтому уединяться мне приходилось в туалете. Там я и проработал весь практический курс Феофана Затворника.
       Хочу однако напомнить, что целью всех усилий христианина является "стяжание Духа Святого", как говорил св.Серафим Саровский, а основой этого "стяжания" является любовь: любовь к Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, друг ко другу и ко всему Его творению. Любовь эта выражается прежде всего исполнением Его заповедей, так, чтобы любить Его паче всего на свете и любить ближнего своего, как самого себя. Иными словами, всегда и во всем ставя Господа Иисуса Христа на первом месте и в каждом человеке видя Его, почитая таким образом этого человека лучшим себя.
Только лишь возрастанием искреннего любовного отношения к Иисусу Христу, Божьей Матери и ближним своим можно возрастать в духе. Никакие руководства из правил, ни психотехнологии, ни технологии через определенную последовательность действий не дадут этого. Вере следует обучаться лишь верою и смиренною любовью в собственном духе, в чем да поможет нам Сам Господь Иисус по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых.