Сом, тушеный с овощами

Сергей Козлов 2
СОМ, ТУШЕНЫЙ С ОВОЩАМИ

Итак, Вы хотите сделать приятное своим домочадцам и собрались приготовить сома, тушеного с овощами. Какие Ваши действия?  Я люблю его есть, когда он приготовлен с топенамбурами и еще целым набором овощей.  Моя сестричка это знает и готовит его мастерски – тем более что племянник – повар высшей квалификации.  Но в стандартном  перечне блюд любого ресторана этого вы не найдете.  Такого  сома не готовят даже в Париже.  Моя задача добыть сома.
Я отправляюсь на базар небольшого города на побережье Азовского моря  и выхожу на добычу.
Названия города сообщать не буду.  На базар лучше всего отправиться часов в 5 утра чтобы прикинуть что к чему и  подоспеть к самому открытию.  В это время рыбаки через своих жен сбывают часть ночного улова и отдают его достаточно дешево потому что рабочему человеку некогда простаивать на базаре, а грОши нужны уже сейчас.  Им еще нужно восстановить силы перед очередным циклом.  В это время ВЫ можете выяснить  пределы стоимости некоторых продуктов – например осетровой икры, осетра, севрюги,  узнать есть  ли сегодня шехмая и сделать предварительный заказ. В зависимости от того, как Вы это делаете, к вам отнесутся как к человеку или как к курортнику. Приценившись и сделав заказ Вы можете отправляться досыпать, если у вас на то еще есть силы. Мне, например, просто жаль тратить времени на сон когда вокруг столько вкусных и интересных вещей. Совершая  повторный вояж на базар часов этак в 11,  прямо у ворот базара вас встречает группа цыган с их естественным желанием отъема у Вас денег. Меня  никто из них давно не тревожит поскольку когда-то в ответ на предложение погадать  после первой же ошибки я сам предложил это сделать и сказал потерявшей речь цыганке что я давно ее знаю что у нее высшее образование что ее не взяли в ансамбль и что гаданием она занимается потому что ей нужно детей обучать. Или вы хотите продолжения? 
Потрясенные такой проницательностью  цыгане вот уже десять лет делают вид что они меня в упор не видят. Понятно, что моя осведомленность не на голом месте вырастала. С милицией дело сложнее – слишком много новых, службу не несут, забыли что старших – тем более по званию -  почитать надобно. Но об этом – позднее. Захожу в ворота  и справа меня окликает лучший человек базара - совсем еще не пожилой по моим понятиям армянин. Его крик – “Мой генерал, не проходи мимо как в прошлом году,  купи что-нибудь, может после тебя мне само счастье повалит!”  Мы протягиваем друг другу руки и я говорю по-армянски несколько слов. Он делает вид что меня понял. Приятно обоим.  Все это слышат и оценивают ситуацию.  Все ясно – я признан и узнан.  И что  тут такого – человек прибыл на историческую Родину. Теперь меня никто за лоха считать не будет. А вот вчерашние менты... жаль мне их. Итак, захожу в рыбный ряд. Сначала – вяленая рыба. Самая любимая моя – это судак.   Судак должен быть размером не менее 70 сантиметров в длину, не потрошенным и обязательно с головой. Подойдя к судаку нужно взять его,  почтиельно принюхаться от хвоста к голове и в зависимости от того как Вы обнюхиваете жабры Вас оценивают как человека и как возможного покупателя.  Сейчас вяленый судак достаточно дорог и я Вас даже пугать не буду. Настоящие ценители вяленого судака разделывают его руками без ножа, предварительно постучав его для размягчения топором. Если Вам не приходилось этого делать в детстве тогда и пытаться не надо. Хорошо посидеть на закате,  размягчая судака винами Курчанского и Фанагорийского винзаводов  (у каждого –по 80 сортов вин, перечислять не буду). Плавать я учился , упав в чан с вином и поэтому в напитках разбираюсь. Подходя к рыбе, ни в коем случае нельзя дать понять что Вы ограничены в денежных ресурсах. Поскольку сейчас по понятным причинам – Вы их знаете и они их знают не так важен подход, как отход, (это касается не только рыбы и женщины, которая ее продает, но и всех женщин, исключая некоторых, понимающих что - к чему). Если Вы сильно ограничены в деньгах – не надо  уподобляться вульгарным курортникам  – нужно после обнюхивания жабер произнести “М-дааа” и с достоинством отойти. Продавец и сам знает –какой у него товар и на Вас не обидится . Ваше восклицание может быть понято двояко лишь его злобными конкурентами, но они так ничего и не поймут. У приличного продавца вяленого судака злобных конкурентов нет, но все равно – отходите Вы с достоинством.
- Может быть, осетра? – Нет, спасибо! – Что так? – У вас он – “ФИТО”, а мне – “ЗОО” нужен!
У вас он в коляске на автобусной остановке.  - Сейчас “ЗОО” подвезут.  Вам на сколько? Добре!, платите...- Я и так вижу....- вон тому....- а получать... – та знаю ж я! – а что-то лицо мне ваше знакомо...- А то! – Что так? – А то что не хочу чтоб вы моей родственницей оказались....???? - да вы же знаете, конечно,  - ? – О тож дядя мой! – вам дядя – мне – племянник троюродный! – то -то я вижу!
 - Подходит мент.  Его задача на базаре пресекать скупку ценных пород рыбы богатенькими заезжими. У него обязательно есть переодетый ассистент.  Его я давно заметил и даже неоднократно подмигнул, - это означает  что его функция для меня давно раскрыта. Но милиция этого в упор не видит.  В соответствии с фразой президента милиция очень обеспокоена тем как бы карманы набить мелкими купюрами.  Почему же мелкими – хочется спросить – они и крупняком не брезгуют....