Последнее занятие

Сергей Козлов 2
ЛЁТЧИКУ МУЗЫЛЁВУ

Последнее занятие
Пока  ваш  самолет горит  - он не взрывается

Я случайно оказался здесь. В условиях приема значилось положение "только МУЖЧИНЫ !".  Я согласился с условием и случайность превратилась в неотвратимую закономерность. Профессия предоставляла возможность испытать наваждение странствий, летать, спускаться под землю и воду, смотреть в микроскоп и другие приборы, понимать латынь и греческий, но главное - возможность неограниченного общения на всем пространстве нашей великой Родины.  Мы узнаём друг друга со спины и издалека. Понятия возраста не существует. Есть только знание и умение.
Вчера мы стали горными инженерами. Для тех,  кому непонятно отличие горного инженера от инженера, дальше лучше не читать.  Вчера мы стали нашим учителям коллегами в этой профессии и надеемся пронести это гордое звание насколько продлится жизнь. В знак этого они молча встали перед нами, как это бывает при исполнении гимна и эта минута помнится до сих пор.
У наших преподавателей судьба разная. Кто воевал, а кто в лагере сидел. И кто обеспечивал страну стратегическим сырьём. 
Наверное у них были разные понятия о том что  произошло и о том что ещё будет. Также как и у нас. Мы никогда не обсуждали с ними этих вопросов. У нас были  иные отношения.   Они отдавали нам свои силы и время в количестве, которое это требовалось. Они могли определять достигнутый уровень понимания по нашим вопросам. 
А сегодня мы гуляем в известном ресторане.
"Что же ты наливаешь старому партизану сухое вино?"
Чтож - эту свою ошибку я сейчас исправлю. За столом горняк - на столе коньяк!
Сейчас  у нас будет последнее занятие. 
Мы знали,  что по своей другой судьбе и жизни он лётчик-истребитель. Потом, после известного сокращения ВВС, он приобрел профессию, продолжив семейную традицию и пересел на АН-2 в качестве оператора. Возможно, это простое совпадение, ибо честное служение профессии требует полной отдачи. Не каждый способен выдержать в течение нескольких часов полёт на сверхмалой высоте с огибанием рельефа. Бывали случаи, когда, выполняя это требование инструкции, экипаж  не мог избежать столкновения с верхушками деревьев. А уж полеты в горной местности на разных высотах или по горизонталям - тема отдельная.
Вопрос все о том же:
- Бывало ли вам страшно?
- Конечно!
- ?
- Важно уметь подавлять страх, он не должен парализовать ваши действия.
- А ошибки?
- Главное при этом - не допускать грубых ошибок. Их последствия можно продумать еще на земле. Возникновение непредвиденной ситуации означает что это вы не смогли её предвидеть.  Это значит что у вас недостаточно опыта для того чтобы быть командиром. Даже собственным.
- А если пожар?
- Пока ваш самолет горит - он не взорвется. Это значит, что у вас еще есть время для выбора правильного решения.. Взрыв происходит при пустых баках.....

Занятие закончено - мы расходимся.
Я вспомнил что это его коллега посадил пассажирский лайнер на Неву. Командир посчитал этот вариант менее опасным, чем посадка на вспаханном поле с линиями электропередач. Он продумывал это, кружа над этим полем для выработки горючего с тем чтобы баки не остались пусты, когда он будет заходить на Неву. Это потрудней чкаловского упражнения.....