Зеленый лучок

Ксения Лайт
         — Что ж ты не спишь до сих пор, солнышко? – бабушка подоткнула одеяло «конвертиком» и присела ко мне на кровать. – Давай я тебе сказку расскажу?
         — Нет, расскажи  «историю»!
 Маме и папе бабушка рассказывала только «истории», и они мне нравились куда больше, чем сказки.
         — Про что же тебе рассказать? – задумалась бабушка. – Хорошо, слушай. Жил у нас на хуторе парубок Грицько. Страх, был какой красивый! Глаза, как небо, голубые. Каждая дивчина на хуторе на него заглядывалась. А в одной богатой хате жила красавица Оксана, и так полюбила она Грицько,  что маты ее казала: ни исты, ни спать не може. А Грицько глаз не сводил с Гали.
        — И ты тоже?
        — Что и я тоже? – не поняла бабушка.
        — Ты тоже в него влюбилась? – привстала я в кровати.
        — В то время я была такая же маленькая, как и ты, - бабушка мягкими, но сильными движениями рук засунула меня обратно под одеяло. – Слухай дальше...Вернется Грицько с поля усталый от работы, наденет свою лучшую рубаху с украшенным красной вышивкой пазушком* и со всех ног летит на вечерний сход к хате Миколы. Парубки и дивчата хороводы водят, в игры играют, песни поют. А дядько Микола присматривает за ними, как бы чего не вышло.
        — Куда не вышло? - удивилась я.
        — Что вышло? – опять не поняла меня бабушка.
        — Бестолковая ты у меня такая, - укоризненно качала я головой, - ну то, за чем дядько Микола присматривал.
        — Будешь перебивать – не буду рассказывать больше, - беззвучно смеясь, трясется бабушка всем телом.
        — Не буду, не буду больше, - зажимаю я для надежности свой рот обеими ладошками.
Бабушка продолжала свой рассказ:
        — Так весь сход и веселятся - Грицько на Галю любуется, а Оксана на Грицько.
        — А Галя? – разжала я свои ладошки.
        — Галя тоже его полюбила, - снова прижала мою голову к подушке бабушка.
        — А Оксана?
        — Да ты слушай, не перебивай. Оксана тогда пошла к ведьме. Дала ведьме  грошей и попросила извести Галю.
Я приподнялась еще выше.
        — Лежи!
        — А ты эту ведьму видела? – я не могла лежать, я уже смотрела бабушке глаза в глаза.
        — Да ты что такая непослушная панночка? Видела, конечно.
        — Ведьму?!
        — Ты мне дашь досказать? Ложись, тебе говорю! Ведьма, как ведьма, ничего страшного нет. Дала ей Оксана гроши, она в горшочек их заховала и молча вышла из хаты.
        — Зачем вышла?
        — Молчи, а то не буду рассказывать. Вернулась ведьма и подала Оксане два перышка зеленого лука. И ма-аленькую ящерку. И говорит: «Съешь с Галей наперегонки лучок, да не забудь в её перышко ящерку посадить. Смотри только, не перепутай: сама ящерицу не проглоти!» Пришла Оксана в Галину хату и уговорила ее: кто вперед съесть лучок? Вот Галя и проглотила ящерицу.
        — Ящерицу?!  Проглотила?! – я от ужаса вжалась  в кровать. – И умерла?!
        — Нет. Не умерла. Но с того  раза стала хворать и терять силы.  Так исхудала красавица Галя, что о свежих  розовых щечках остались одни лишь воспоминания. И ходить ей стало тяжело. Грицько сильно переживал за нее, возил её к знахаркам, но  никто  не смог избавить Галю от хворобы. В один солнечный день она попросила Грицько:
        — Отнеси меня, Грицько мой любимый, в сад на лужайку. Хочу перед смертью в последний раз на солнышко посмотреть, травкой зеленой подышать.
         Поднял Грицко Галю на руки и отнес в цветущий сад на зеленую травку. Галя лежит, смотрит кругом и поет грустно-грустно: «О-ой, летилы дики гу-усы-ы… О-ой, летилы дики гусы через ли-и-и-ис…
От поразительной красоты песни у меня защипало в глазах и что-то сжалось в груди.
         — Там, де двое – там веси-и-илля-я-я… А де трое – перши ягоди журбы-ы-ы…
         — Ба-абушка, – захлюпала я носом. – Галя умерла?
         — Нет,  панночка моя, – погладила она меня по голове маленькой теплой ладонью. – Галя  не умерла. Солнышко сморило ее, она и уснула. Грицько лежал на травке рядом, тихо-тихо, боялся нарушить её сон.  Голова у Гали запрокинулась, рот открылся, и вдруг – видит Грицько, как из ее рта  вылезла большая белая ящерица! Он не успел и опомниться, как ящерица  залезла Гале на грудь; Галя дернулась. Ящерица  упала, хотела обратно шмыгнуть  в Галин рот, но Грицько опередил:  ка-ак  даст по ней палкой! И убил.  И Галина хвороба прошла. Стала Галя такая же красивая, как была.  А Грицько заслал в её хату сватов.
          —  Хорошо, что они поженились, – радуясь  и всхлипывая одновременно, прижалась я к бабушке. – А Оксана что?
          —  А Оксану никто замуж не взял Бог наказывает тех, кто хочет зла другим.  Спи, солнышко, а то больше ничего тебе не расскажу.
 Бабушка отошла от меня. И вдруг  я услышала  ее тихое пение:

                О-ой, летилы дики гу-усы-ы…
                О-ой, летилы дики гусы через ли-и-ис…
                Там, де двое – там веси-илля-я…
                А де трое – перши ягоди журбы-ы-ы…



Наверное глупо, но я до сих пор не ем зеленый лучок, предварительно не порубив его мелко-мелко ножом. Ну, так, на всякий случай… в мире всякие чудеса встречаются, мало ли что?


 "Ой, летіли дикі гуси" спiває Ніна Матвієнко
 http://www.youtube.com/watch?v=J6LlM53jbqM


* Пазушка – разрез спереди на украинской мужской рубахе.


2009