йолки и специальные ельщики - книга 2 примечания

Питирим Гачин 1
[1] Старославянск. “фут ы” употреблялось для обозначения кривоногости кого-либо: “фут ы нут ы ножки гнут ы”

[2] Национальная гэльская [11] игра хайлендеров [12] Игроки одеты в мини-килты (макс. длина по боковым швам – 8 дюймов [13]) и береты с помпоном.

[3] Сегодня эта прекрасная национальная русская игра, к сожалению, забыта. Лишь в специальных изданиях можно найти разрозненные упоминания о величайших командах конца XIX в. – “Народная воля” и “Земля и воля”.
Вчитаемся в пожелтевшие страницы устава команды “Земля и Воля”: … § 7. Подчинение меньшинства большинству и члена кружку § 9. Цель оправдывает средства  § 12. Контроль за деятельностью всех групп и каждого члена в отдельности.
Какая убежденность в правоте своего дела, какая воля к победе… Навечно останутся в памяти народной тренеры – Н. Огарев, Г. Плеханов, М. Бакунин, С. Нечаев. Помним мы и полевых игроков - Вера Засулич, Софья Перовская, Иван Гриневицкий, Вера Фигнер, Степан Халтурин

[4] Баскет бол сейчас тоже в упадке - баски увлеклись терроризмом, а ведь какие были игроки…

[5] Ганд бол - игра несерьезная, к тому же матчи очень затягиваются из-за непрерывных замен мячей – ими служат наполненные гелием [14] гандоны. Точку зрения, согласно которой название игры связано с семейством Ганди (Джавахарлал Неру (1889-1964), Индира Ганди (1917-1984), Раджив Ганди (1944-1991) и др.) следует считать совершенно не имеющей под собой никаких оснований. В сущности, название “ганд бол” - это искаженное “condom ball”, поскольку изобретателем презерватива (кондома) был одноименный английский врач James D. Condom.

[6] Бейс бол - национальная иудейская игра (“бейс” = искаж. “пейс”). Суть ее сводится к побиванию камнями (“бол” = “булыжник”). Выигрывает команда, игроки которой добились большего числа попаданий в пейсы побиваемого. Это жесткий профессиональный вариант игры. Дворовые команды играют по упрощенным правилам, где допускается использование абсолютно гладкого мяча из каучука с наклеенными на него в диаметральной плоскости двумя пейсами.
Согласно правилам, удержание и бросок мяча выполняются только при условии, что мяч удерживается за два пейса одновременно.

[7] Литр бол - по сложности сопоставим с го и маджонгом. От игроков требуется виртуозное жонглирование тремя поллитрами [15] одновременно и наполнение из указанных поллитр граненых стаканов [16] в полной темноте на слух по булькам [17] Совершая все вышеописанные манипуляции, игроки стоят на огромных мячах, диам. св. 1 м. (См. также П. Пикассо “Девочка на шаре” [18] 1905. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина)

[8] англ. key [I]
     1) ключ; golden ~ взятка, подкуп;
     2) разгадка (к решению чего-л.);
     3) подстрочный перевод, собрание ответов к задачам и т. п.;
     4) муз. ключ, тональность, регистр, высота тона;
     5) клавиша;
     6) эл. ключ, кнопка;
     7) тех. клин, шпонка, закреп;
     8) attr ведущий, командный

[9] другое название – эникейщики (от англ. any key n  любая клавиша)

[10] Шабаш (шабат)(1) м. Субботний отдых, предписываемый иудаизмом.
Шабаш (2)  м. Ночное сборище ведьм, сопровожд. диким разгулом (в средневековых поверьях).
Шабаш (1)  м. разг.-сниж. Окончание работы в какое-л. урочное время.
Шабаш (2)  частица разг.-сниж. Довольно, кончено, баста.

[11] Гэлы (гаэлы, гойделы, хайлендеры), этнографическая группа шотландцев в горн. р-нах сев.-зап. Шотландии и на Гебридских о-вах. 80 тыс. человек (1992). Язык гэльский. Верующие - католики.
[12] См. Гэлы
[13] Ок. 20 см
[14] He одноатомный газ без цвета и запаха. Отн. атомн. масса 4. Плотность 0,12 г/см. куб. Инертен по отношению к другим элементам.
[15] Ок. 0,5 л
[16] Ок. 0,25 л
[17] Ок. 0,023 л
[18] Пабло Пикассо (1881-1973) Девочка на шаре. 1905 Холст, масло. 147х95 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Поступила в 1948 г.  из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 г. находилась в собрании И.А. Морозова в Москве.
Картина, где фигуры и пейзаж выдержаны в общем пепельном розово-голубом тоне, является одним из центральных произведений “розового” периода в творчестве Пикассо. Художник изображает бродячую труппу акробатов. В сопоставлении двух фигур - хрупкой, балансирующей на шаре девочки и массивного, неподвижно сидящего на кубическом основании атлета - раскрывается ведущая тема творчества Пикассо “розового” периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.