За два часа Женька разделался с математикой, русским и даже успел один раз прочитать параграф по физике.
- Тааак! Что там у нас еще? – заглянул он в дневник. – Обществознание. Написать сочинение. Ну это мы быстро.
Женька взглянул на часы – время поджимало, скоро во двор выйдет Денис, они договорились встретиться в шесть вечера. Ну ничего! Сочинение – дело плёвое, тем более Людмила Андреевна дала план, по которому его надо писать. Да и написать можно сразу в чистовик.
Мальчик открыл тетрадь и аккуратно вывел на середине строчке:
Сочинение.
"Я – патриот."
И что дальше писать? Ага, первый пункт плана – «Что такое патриотизм? Считаете ли вы себя патриотом?».
- Конечно, считаю! – подумал Женька и написал в своей тетради.
"Патриотизм – это любовь к родине. Я считаю себя патриотом, потому, что я люблю свою родину. "
- Классно! Начало есть. Что дальше? «В чем выражается ваш патриотизм?» Это и ежу ясно!
"Я всегда смотрю футбольные матчи и болею за Россию. А еще я дерусь с нерусскими, то есть теми, кто её обижает. А еще…"
- А что ещё? Вроде все, а вспомнил!
"А еще во время Олимпиады я буду болеть только за русских!"
- Достаточно, что там у нас третьим пунктом? – Женька прочитал еще один вопрос. – «Что еще вы можете сделать, чтобы стать патриотом?»
Этот вопрос поставил мальчика в тупик. Что он еще может сделать? Болеть за «Зенит», когда он играет против англичан? Но он и так написал, что всегда переживает за наших. Как назло ничего в голову не приходило. Женька даже разозлился на Людмилу Андреевну – зачем она такие сложные темы дает?
Мальчик посмотрел на часы – до встречи с Денисом осталось десять минут. И тут его взгляд упал на календарик, который папе подарили в этом году с фотографией президента и приглашением на выборы. Женьку озарила идея.
- Точно! – воскликнул он и написал:
"Когда я вырасту, я всегда буду ходить на выборы – так делают настоящие патриоты. А еще я буду служить в армии."
Ну вот и все! Мальчик обрадовано сложил ручку, перечитал еще раз написанное и остался собой доволен. Ну и что, что мало? Вон Лев Толстой и то короткие рассказы писал.
Женька убрал все тетради и учебники в рюкзак и побежал на улицу. Денис уже вышел.
Мальчики пошли на детскую площадку, где еще резвилась малышня, но оба знали, что когда стемнеет, сюда придут совсем большие подростки, принесут музыку и будет весело. Вскоре к друзьям подошли близнецы Саша и Паша, тоже их одноклассники.
- Нам сегодня батя денег отвалил, - похвастались они. – Чтобы мы дома не мешались под ногами – у родителей гости. Так что сегодня и мы пируем.
Близнецы выложили на лавочку из пакета кучу сладостей. Чего там только не было и шоколадные батончики, и орешки, и чипсы. В общем пир получился на славу, запивали все эти сладости вкусным лимонадом.
Женька с Денисом так объелись, что даже не стали ждать старших, им просто захотелось пойти домой и улечься на диван. Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая выгуливала здесь своего младшего внука.
- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?
Ребята переглянулись, хочешь не хочешь, а придется подобрать фантики.
- А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.
- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.
- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, вот поднимите её и выбросите!
Вот пристала. Женька терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.
- Вот еще! – ответил он старушке. – Будем мы еще чужой мусор подбирать!
- Значит вы не патриоты! – вздохнув, сказал Никитична и сама тяжело наклонилась, но подняла эту бутылку.
Женьку обидело её замечание.
- Как это мы не патриоты? При чем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!
Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:
- Оле-оле-оле-оле! Росси-и-ия - Чемпион!
Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.
Первым уроком на следующий день было обществознание. Оказалось, что Женька единственный из всего класса написал сочинение. Больше никто – ни Денис, ни Саша с Пашей, даже отличница Даша Петровская пришла без домашнего задания, хотя у неё есть уважительная причина – она сегодня первый день пришла после болезни.
- Ну, что ж, Женя, ты – молодец, - сказала Людмила Андреевна. – Раз ты единственный из класса написал это сочинение, то выйди к доске и прочитай его всем.
Женька обрадовался – вот повод утереть всем нос. Он прочитает свое сочинение и Людмила Андреевна при всех его похвалит и поставит пятерку. Мальчик бодро вышел к доске и начал читать.
Однако, после того, как он закончил читать Людмила Андреевна долго молчала, как будто ждала продолжения. А в классе послышались смешки – девчонки почему-то хихикали.
- Это всё, Женя? – спросила учительница.
- Ну, да! А что еще?
- Ребята, вы считаете, что Женя достаточно раскрыл тему?
- Да! – крикнули мальчики.
- Нет, - ехидно сказали девочки.
- Нет? А что еще можно добавить? Почему вы считаете себя патриотами и что вы делаете для того, чтобы ими стать?
Девчонки притихли. Никто не поднимал руку, даже Петровская, сидела и морщила лоб, напряженно думая.
- Так-то, - думал Женька. – А то раскричались тут! Сами-то ничего не могут сказать.
- Садись, Женя, - сказала Людмила Андреевна. – Ты вроде написал некоторые правильные вещи - что болеешь за Россию, мечтаешь, чтобы она выигрывала. В дальнейшем пойдешь служить в армию. Все это так! Но этого мало! Все вы говорите, что любите нашу страну, а на поверку оказалось, что кроме как болеть за неё на конкурсах и соревнованиях вы больше ничего не делаете.
- А у меня брат – хоккеист, - крикнул Денис. – Он за сборную играет.
- Это хорошо! Только ведь не каждый может так помогать нашей Родине. А что делать тем, кто не умеет играть в хоккей или в футбол, кто никогда не станет блестящим спортсменом. Они что, не будут патриотами?
Шестиклассники призадумались. Женьке очень хотелось найти ответ на это вопрос, но он не мог ничего придумать.
- А как вы думаете, - продолжала Людмила Андреевна. – Можно ли сделав малое дело стать патриотом?
- Нет! – дружно ответили мальчики, девочки на этот раз промолчали.
- Вы так считаете? А если предположим, вы сегодня подберете мусор на улице, можно ли вас считать патриотами?
Женька поморщился – и учительница тоже про мусор, сговорились они что ли с Никитичной?
- При чем здесь мусор-то? – пробурчал он.
И тут руку подняла Петровская.
- Я поняла, - с сияющим лицом произнесла она. – Человек, который любит свою Родину хочет, чтобы она была красивой, чтобы все ей любовались. Если мы уберем сегодня мусор в каком-нибудь парке, завтра мы не будем уже там мусорить. И тогда у нас будет чисто и мы будем еще больше любить нашу Родину.
- Совершенно верно, Даша, - улыбнувшись сказала Людмила Андреевна. – Ведь наш город – это часть России, а значит часть нашей Родины. Вы еще маленькие, но даже вы можете стать патриотами через малые дела, например, хотя бы убрать мусор на улицах нашего города. Теперь вам понятно?
- Да! – хором сказал класс.
Урок закончился и Женька вместе со всеми вышел из кабинета.
- У меня есть идея, - шепотом сказал он Денису, - только никому не говори!
Мальчик обрисовал другу свою мысль и Денис был в восторге.
- Может близнецам скажем? – спросил он. – Они бы нам помогли.
- Ну, хорошо, - нехотя согласился Женька. – Значит сегодня в шесть на детской площадке.
Когда Женька вышел на детскую площадку, то с удивлением увидел весь класс, и мальчишки и девчонки – все пришли.
- Вы чего? – спросил он, грубо.
- Мы узнали, что вы собираетесь приводить в порядок детскую площадку, и тоже решили помочь, - ответила Петровская.
- И кто вам сказал? – мальчик недобро посмотрел на близнецов – в Денисе он был уверен.
- Какая разница, кто сказал? – Петровская посмотрела на него с улыбкой. – Дел тут по горло, всем хватит. Надо мусор собрать, скамейки поправить, качели покрасить и песочницу починить.
Даша стала командовать, кто что будет выполнять. Женька сначала, хотел было вообще уйти, но оглянувшись увидел, что все горят желанием приступить к работе. Он подумал, что вместе со всеми работать будет интереснее.
В этот день ребятам удалось сделать немного – только мусор убрали, его оказалось очень много.
- Давайте встретимся завтра, - предложила Даша. – Я принесу краску.
- А мы инструменты, - сказали близнецы.
Так ребята пришли и на следующий день. И снова начали с уборки мусора, казалось вчера все убрали, а сегодня появился новый. Зато Паша и Саша починили две скамейки, а девочки их покрасили.
На следующий день история повторилась – когда ребята пришли, то увидели новые бутылки, пачки из под чипсов и орешков.
- Мы что так, каждый день будем приходить? – взбунтовались некоторые ребята.
Даша была растеряна, она понимала, что сейчас кто-то может уйти, а пройдет время и никого уже не заманишь на эту площадку.
- Я придумал! – вскричал Женька. – Тут же нет урн для мусора, нам надо их сделать.
На следующий день все мальчики после уроков пришли в мастерскую Бориса Ивановича. Изготовление урн заняло несколько дней, в которые ребята не ходили на детскую площадку. А когда пришли, то поразились – площадку было не узнать. Все скамейки аккуратно покрашены, вокруг них чисто выметено. А еще девочки посадили цветы в старых заброшенных клумбах.
Когда поставили урны мусора стало действительно меньше. Теперь ребята разделились на пары и ходили на площадку по очереди.
Все в районе стали узнавать шестиклассников и часто их хвалили. Но особой похвалой стали для Женьки слова Никитичны при виде его и Дениса:
- А вот и наши патриоты идут!
Инициативу шестиклассников поддержали ребята из седьмого и пятого классов. Теперь очень уютно стало и в школьном дворе и на центральной улице района. А на празднике Последнего звонка директор школы, Наталья Сергеевна вручила «Маленьким патриотам» грамоты и наградила поездкой в цирк.
После праздника Женя подошел к учительнице по обществознанию.
- Людмила Андреевна, а я написал новое сочинение. Можно его сдать?
Я – патриот.
"Я родился и расту в России. Я люблю мою страну. Я хочу, чтобы все люди её любили и ей гордились.
Конечно, я болею за Россию, когда наши играют в футбол или выступают в каком-то международном конкурсе. Но это не всё. Ведь наш город, это часть нашей Родины, а наш район, это часть нашего города, то есть наша малая Родина. Мы с одноклассниками решили, начать обустраивать наш район, чтобы он стал самым красивым и им можно было гордиться.
Мы расчистили от мусора и починили детскую площадку, и теперь дети там играют с удовольствием. Туда приводят малышей даже из соседних районов. Мы немного-то и сделали, но все называют нас патриотами.
А когда я вырасту, то смогу принести еще больше пользу своей стране, стану чемпионом, или что-нибудь открою, или просто буду хорошо работать на благо Родины.
Мне нравится быть патриотом. Я хочу чтобы все люди стали патриотами. Ведь это так легко – любить свою страну, свой город, свой район."
Людмила Андреевна прочитала сочинение и сказала с улыбкой:
- Теперь, Женя, я могу поставить тебе пятерку, ты не просто написал хорошее сочинение, ты сам понял, что такое быть Патриотом.
А летом Денис и Женя поехали в лагерь, там их скоро тоже стали называть патриотами, но это уже совсем другая история.