Краеведение и интеллектуальное обустройство россий

Александр Носков
А.В. Носков


КРАЕВЕДЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБУСТРОЙСТВО  РОССИЙСКОЙ
                ПРОВИНЦИИ.


   В настоящей статье  обосновывается  необходимость  краеведения как вузовской дисциплины при подготовке специалистов для работы в условиях провинции:  малых городов и сельской глубинки. За этим стоит более глобальная задача – повышение  культурного потенциала  российской периферии.
    Безусловно, для специалиста, работающего в глубинке, первоочередное значение имеют материальные стимулы: достойные жилищные условия, уровень  оплаты труда,  право на определённые льготы т т. д. Однако, если в своей деятельности он будет руководствоваться только материальной стороной, то не получим ли мы в итоге нового чеховского Ионыча? К тому же, какие  бы выгодные условия не создавались бы для привлечения работников  в  провинцию, они вряд ли смогут противостоять притягательной престижности столицы и  крупных административных центров.
       Выбор связать свою судьбу с глубинкой граничит с энтузиазмом. В советское время это был чуть ли не идеологический штамп. Сегодня соотношение центра и провинции качественно изменилось. Благодаря развитию информационных систем, Интернету,  социальных и экологических  ориентаций периферия  вступила в фазу соревновательности с центром, причём не только  на уровне создания  крупных региональных образовательных и научных учреждений, а в более тотальном охвате. Это исходит из самой логики прогресса, когда центр не  в состоянии  обеспечить реализацию возросшего потенциала провинции. Развитие сети ВУЗов, подобным созданному в г. Луге  Государственного Крестьянского  университета им. Кирилла и Мефодия,  высокий уровень  школьного образования  и деятельности учреждений культуры в Луге и районе- есть яркие свидетельства подлинного стирания граней между центром и периферией.
    Соревновательность с центром означает самоутверждение глубинки, стимулирует интерес к ней,  местной природе, историческому прошлому края.  Тем самым актуализируется научное значение краеведения, достигаемое на базе вузовской дисциплины, что, впрочем, отнюдь не умаляет изыскания   местных знатоков края..
     В современном краеведении можно обозначить три главных направления. Одно из них продолжает линию советского краеведения, рисующего жизнь края с позиций официальной идеологии.
    Второе  - историческое краеведение, с привлечением данных полученных при опросе населения,  изучения архивных и литературных источников.
    Третье- ставит целью непосредственное изучение современной жизни края:  быт  и культуру населения, его национальный и социальный состав, состояние памятников культурного наследия, фольклора, традиций. Одной стороной это направление смыкается с историческим краеведением,  другой – с рядом отраслевых дисциплин: социологией, демографией, этнографией, статистикой, экологией, филологией, способствуя комплексному изучению современного состояния края, популяризации его достижений.
     Краеведческая подготовка кадров, ориентированных на работу в провинции должна быть одной из задач  высших и  учебных  заведений при их создании на местах. Именно  в ВУЗовской аудитории базовая специализация учащихся должна быть усилена краеведческими знаниями, касающихся  различных сторон жизни края, не только его  природы и истории. Тому есть прекрасный отечественный  аналог, во всяком случае , нечто позиционно близкое. Мы имеем ввиду деятельность губернских и областных статистических комитетов, «Положение» о  которых было утверждено 26 декабря 1860 г. императором Александром II.
     Авторы «Положения», понимая, что вышеупомянутые комитеты отличаются от административных учреждений т.к. занимаются аналитической деятельностью, предложили  придать «сим комитетам характер . . .официально учёных учреждений» (1). Предлагалось вводить в состав комитетов посторонних членов из лиц неофициальных, но положению своему в обществе и образованию могущих содействовать всестороннему изучению и исследованию состояния губернии» (2).  Современный историк В.А.Бердинских пишет по этому поводу: «Впервые в истории России предполагалось создать по инициативе правительства в каждой губернии по научно – общественному учреждению. . . «Положением» намечалось вовлечение широких слоёв демократической провинциальной интеллигенции в состав действительных членов комитетов» (3).
    Комитетам вменялось в обязанность подробное описание губерний и областей, городов и вообще местностей, замечательных «в отношении топографическом,  историческом, промышленном, торговом, сельскохозяйственном и прочем и об издании трудов своих  в свет» (4). Из этого можно сделать вывод, что губстаткомитеты становились не просто исследовательскими учреждениями с некоторыми административными полномочиями, а краеведческими  центрами, учёными обществами с правом издания собственных трудов.
     Позволим высказать мнение, что опыт дореволюционных губстаткомитетов убедительно доказывает значимость краеведческой деятельности для интеллектуального обустройства отечественной провинции.
      В настоящее время всё чаще говорится о необходимости профессионального краеведения. В крупных городах так и происходит,  благодаря  доступности  богатейших архивных и библиотечных собраний. Ряд профильных специалистов: историков, искусствоведов, археологов, географов и.  п. успешно усваивают краеведческую ниву. Тому способствует  наличие в крупных городах с многовековой историей широкого общественного спроса  на краеведческую информацию, а также наличие учреждений – заказчиков на краеведческие исследования (5). Результаты подобных разработок являются ценнейшим материалом для краеведов – общественников, способствующих  его популяризации. Общественная значимость краеведческих исследований придаёт ему  общественно – научный статус.
    Краеведение- это не аппендикс большой науки, не чуланчик для хранения фактов местного значения. Оно – нижний уровень в триаде: отчизноведение – регионовндение – краеведение, составляющих систему знаний, которую можно назвать Родинознанием.
     Классическая научная дисциплина – история России, предствляет собой историю госадарства с его внутренней и внешней политикой, включая общественные движения, экономику и культуру. Родинознание , если опираться на отечественную традицию, - это прежде всего история народа, в многообразии его этносов и субэтносов, природно – ландшафтные и историко – культурные примечательности  среды их обитания, экономическую и  демографическую ситуацию. С позиций краеведения столица и провинция перестают восприниматься антиподами, с последней снимается  печать второстепенности. Историческая и текущая жизнь регионов  становится объектом растущего общественного интереса.
      Классическим примером отчизноведения является предпринятое в начале XX в.  многотомное издание: «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества»  под редакцией В.П.Семёнова и под общим руководством П.П.Семёнова (Тянь –Шанского- авт.) и академика В.И.Ламанского (6).
      Примером  растущего значения регионоведения является  включение его  в число университетских дисциплин.Например, кафедра  регионоведения создана на историческом факультете ЛГУ.
       Краеведение считается  сегодня школьной дисциплиной. Однако, проводимая в стране административная реформа, направленная на усиление местных органов власти и местного самоуправления  обусловливает повышенное внимание к краеведческим исследованиям. В этом можно убедиться на следующем примере.
     В  Уставах городских и сельских поселений Ленобласти, в частности, Лужского района, в статьи, излагающие  вопросы местного значения, включёны пункты,  предусматривающие сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия. Но, именно, изучение местных памятников истории и культуры, других достопримечательностей является одним из ведущих направлений краеведения. Наверное, было бы целесообразным  дополнить  муниципальные Уставы пунктом, касающегося  краеведения в целом, например, в такой формулировке: организация краеведческого изучения территории, издание краеведческих трудов, содействие развитию сети школьных, ведомственных и общественных музеев, посвящённых истории  конкретных территорий, населённых мест, отдельных учреждений и предприятий.
       Появление данного пункта не приведёт к насилию над местным бюджетом. Развитие краеведения замыкается  на интересах отраслей туризма и рекреации, заботе о местном имидже. Опираясь на классиков, можно сказать, что краеведческая идея, осознанная на должном уровне способна стать материальной силой, способной повысить инвестиционную привлекательность края, открыть новые возможности развития туристической и рекреационной инфраструктуры.
       Интеллектуальное   обустройство провинции невозможно без роста численности интеллигенции, приобщения населения  к интеллектуальному труду. Последнее достигается через сферу творческих увлечений, включая увлечённость краеведением.
    Краеведение имеет все шансы стать частью муниципального заказа, к выполнению которого могут быть привлечены учащиеся и выпускники местных ВУЗов, прошедшие краеведческую подготовку. Краеведение  должно активно осваивать современность. На местах должны быть заинтересованы в  разработке краеведческого паспорта территорий,  проведение их краеведческого мониторинга.
      В этой связи правомерно поставить вопрос о выпуске специалистов целенаправленно ориентированных на работу  в  условиях конкретного региона, т. е. обладающих началом краеведческих знаний.  Современный краевед –это не столько собиратель ,Он  способен стать исследователем – аналитиком в интересах дальнейшего развития края.
    Развитие краеведения невозможно без привлечения к нему широкой общественности. О востребованности этого говорит опыт издания КГУ им. Кирилла и Мефодия краеведческого альманаха «Лужский край» с самым широким участием краеведов – общественников, представителей творческой интеллигенции(7).
       Краеведение, как общественно – научная дисциплина, имеет три структурных уровня: школьный, вузовский, общественный.  Последний уровень  можно условно разделить на две ступени – профессиональное и любительское краеведение. Граница между ними определяется не столько образованием и профессиональной деятельностью краеведа, сколько  качеством его трудов. Любительскому краеведению неизбежно свойственен определённыё дилетантизм, преодолевая который любитель становится профессионалом. Профессионализм не должен быть глухим забором, отрезающим  любителю путь к краеведческим изысканиям.
     Несколько слов о краеведческих публикациях. Прежде всего они  продукт интеллектуальной деятельности.  Через них , человек увлекающийся краеведением приобщается к творческому труду.
Краеведческие публикации  информативны. Они сообщают  как об исторической,  так и о современной жизни края, его достижениях в различных сферах деятельности. При этом первичным краеведческим материалом  могут быть самые разнообразные факты повседневности, начиная от официальной хроники и заканчивая  театральными и концертными афишами, рекламой предприятий, газетными объявлениями.  Краеведческая значимость  такого рода сообщений доказывается тем вниманием, с которым лужские краеведы относятся к  к аналогичной информации в путеводителе по Луге и её окрестностям, изданном в 1909 г. (8).
    Краеведческие публикации  активно используются  для формирования представительного образа края, его привлекательности для развития конкретных отраслей социальной и хозяйственной сферы. Краеведение - это школа патриотизма, без чувства которого не может быть ни подлинного образования, ни подлинного воспитания, ни подлинного творчества.
   




                Литература


1. Бердинских В.А. Уездные историки. Русская провинциальная  историография. М.: 2003. С.50.
2. Там же. Сс. 51- 52.
3. Там же. С.52.
4. Там же
5. Например, серия книг: Мурашова Н. В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт – Петербургской  губернии. С –Пб, 1999 (Ломоносовский район), 2001 ( лужский район), 2004 (Кингисеппский район), 2008 (Всеволожский район).
6. Россия. Полное географическое  описание нашего отечества. Настольная  и дорожная книга для русских людей. С – Пб, Тт. I -  IX,  1899 – 1909.
7. Лужский край: Историко – краеведческий альманах. Луга, 2002. Вып. 1.
8. Дачный путеводитель. Луга и её окрестность. Луга: Изд – во О.Ф.Луцевича, 1909.