Учитель Высоцкого

Геннадий Селиванов
Учитель Высоцкого
 
 В село Беляевку Оханского района мы поехали из любви к Высоцкому. Да, к тому самому, незабвенному Владимиру Семеновичу, нашему великому барду. Почему в Беляевку? Да потому что здесь живет один из школьных учителей Володи - Яков Иванович Кутюхин.
Ни в одном из биографических исследований Высоцкого об этом человеке нет ни единой строчки. О соседях по коммуналке, об однокашниках, о случайных товарищах - есть, а об учителе - ни слова. Между тем Яков Иванович был классным руководителем будущего поэта. Судьба свела их после Великой Отечественной войны, в 1948 году, в Германии. Володе было десять лет, а его учителю - 24.
Учитель
Яков Иванович - учитель от Бога. Свою педагогическую карьеру он начал в 16 с половиной лет. Рассказывает:
- Родился я в январе 1924 года в деревне Загорка Оханского района в большой крестьянской семье. Вундеркиндом не был, но тяга к познанию мира была всегда, сколь себя помню, поэтому и в школу пошел с шести лет. Учился легко, и также легко после восьмилетки поступил в Осинское педучилище. Сразу после училища меня по распределению направили в село Михайловка Фокинского сельсовета учителем в школу. Поначалу преподавал в начальных классах, а потом мне доверили вести математику в 6-7 классах. Советская власть вела борьбу с неграмотностью, поэтому за парты садилась уже довольно взрослая молодежь. В седьмом классе, помню, половина учеников была меня старше, а девчата-шестиклассницы мне глазки строили. Невесты учились! Сейчас я вам фотографии тех лет покажу...
Дома у Якова Ивановича хранятся сотни старых фотографий, газет, других документов советской эпохи. Из них можно создать богатую музейную экспозицию. Меня, однако, в первую очередь привлекла старая, но очень хорошо сохранившаяся фотография на стене - в рамке, под стеклом. (Cм. фото на странице 4). В центре - молодой учитель Кутюхин, а сидит второй справа в первом ряду - узнаете? - Володя Высоцкий. Где, когда, при каких обстоятельствах?
- Ну, в Германии, как вы понимаете, я оказался после войны, - не спеша отвечает на мои вопросы Яков Иванович. - А воевал я с февраля 1942 года, сначала - на Северном фронте, в районе Кандалакши, а потом с 1944-го - в составе 119-го полка четвертой танковой армии прошел Польшу, Германию, Венгрию... Всю войну был командиром танка-тральщика. Наша задача заключалась в том, чтобы как можно быстрее перед наступлением основных сил протралить проходы в минных полях перед позициями противника. Это значит - всегда впереди, под нещадным огнем.
Такие, понимаешь, «трали-вали» бывали - не дай Бог! К концу войны от нашего полка остались рожки да ножки. Да я немножко. Хотите-верьте, хотите - нет, но за все время войны у меня не было ни одного ранения. Только однажды, уже в самом конце, получил контузию - вражий снаряд по башне нашего танка рикошетом прошел.
За участие в боевых операциях Я. И. Кутюхин был награжден орденами Богдана Хмельницкого, Красной Звезды, Отечественной войны.
После войны его направили в распоряжение штаба полка, в город Эберсвальде, где он нес службу до 1946 года. Служил он так же хорошо, как и воевал. В штабе армии ему предлагали стать командиром автороты. И даже адъютантом генерала! Однако карьера военного Якова не привлекала - молодому перспективному офицеру хотелось побыстрее вернуться домой, к своим ученикам.
- Однажды с каким-то очередным предложением меня вызвал начальник отдела кадров полковник Коршунов, - вспоминает Яков Иванович. - Во время нашего разговора в кабинет неожиданно зашел офицер, командированный из Ставки Верховного Главнокомандующего. Старший лейтенант, а держался как генерал! И сразу при мне давай полковника отчитывать. Почему, мол, вы не выполняете директиву товарища Сталина? Надо сказать, что накануне, за несколько недель до приезда этого офицера, вышел приказ Главнокомандующего о немедленной демобилизации из армии трактористов, шахтеров, железнодорожников и других специалистов народного хозяйства. В том числе врачей и учителей. И вот этот старлей строго так спрашивает полковника, дескать, когда начнете демобилизацию? Полковник стушевался и говорит: «С завтрашнего дня!» И на меня тут же показывает: вот, мол, готовый учитель у нас служит.
На следующий же день Якова и демобилизовали. По возрасту! А было ему в то время 22 года. Домой, однако, он не уехал - его оставили работать в Эберсвальде учителем в школе. В то время в Германии было организовано много советских школ для детей военных, а учителей остро не хватало.
Ученик
Владимир Высоцкий приехал в Германию в 1947 году. Будущий поэт жил в новой семье отца, майора Высоцкого. Надо сказать, совместная жизнь родителей не сложилась. Когда Семен Владимирович вернулся после войны в Москву, у него уже была вторая жена - Евгения Степановна (Лихалатова). Они поселились у нее в Большом Каретном переулке.
Володя виделся с отцом, но до января 1947 жил с мамой, Ниной Максимовной, которая работала в Министерстве внешней торговли. Ей часто приходилось задерживаться на работе, поэтому маленький Вова часто оставался без присмотра. В конце концов, Нина Максимовна и Семен Владимирович решили, что пока сын не закончит школу, он будет жить в новой семье отца. В январе 1947 года Семен Владимирович был направлен на службу в немецкий город Эберсвальде, куда вместе с ним отправились сын и Евгения Степановна.
Отец Высоцкого так вспоминал о жизни в Германии: «Дома я не бывал порой неделями: ученья, занятия в поле... Так что воспитанием Володи почти полностью занималась Евгения Степановна. Они с первых дней нашли общий язык, полюбили друг друга, чему я был рад.
В чем-то она, как мать, и потакала ему. Например, загорелось Володе иметь «костюм, как у папы», и чтоб обязательно сапоги хромовые с тупым носком... Жена обегала несколько ателье, пока нашла мастера, обувщика. Наконец, форма была готова. Володя взял свои сапоги, поставил рядом с моими, сравнил. И когда увидел, что они совершенно одинаковые, радости не было предела. Он и фотографироваться пошел с охотой.
Отличался ли Володя от других детей? Нет. Разве что был более непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, был заводилой и в играх, и в проказах. Приходил домой с ободранными коленками, и было понятно, что играли в войну».
Живя в Эберсвальде, Володя не забывал о матери. Вот два его письма того времени:
«Дорогая мамочка! Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги. Целую, твой Вова».
«Здравствуй, дорогая мамочка! Я живу хорошо. Окончил третий класс... Мама, когда я пошел в третий класс, я сказал тете Жене, как долго еще учиться. Я удивляюсь, как быстро прошло время. Двадцать четвертого мая я уезжаю на курорт в Бадальф. Меня примут в Суворовское училище, если я сдам конкурс лучше всех.
Пиши, жду ответа, целую.
Твой сын Вова».
Школа
- Порядок в начальных советских школах за рубежом был такой, - вспоминает Яков Иванович, - женщины вели первый и второй классы, а мужчины - третий и четвертый. Я «специализировался» на программе третьего класса. В 1948 году мне и достался класс, где учился Володя Высоцкий
- Каким был Володя в то время?
- Он был дисциплинированным, доброжелательным учеником. Никогда не делал пакости. Во всяком случае, каких-то недостойных проступков за ним я не помню. Он мечтал стать офицером, как отец, и готовил себя с детства к военной службе. На наши школьные праздники Володя приходил в военном мундире - очень он ему шел.
- А как учился Володя?
- Он не был отличником, но учился с желанием. Правда, почерк, помню, у него был ужасный, буковки он писал небрежно - московские учителя что-то здесь недосмотрели. По чистописанию мы занимались с ним отдельно, я своей рукой пытался ставить его почерк, мы переписывали с ним едва ли не каждую буковку. Не знаю, насколько мне это удалось - писем от Володи у меня нет.
- А вы помните, как расстались с классом, где учился Высоцкий?
- Расстался с сожалением. Вообще этот класс был очень дружным и сильным. Кроме Володи, хорошо помню Светлану Слуцкую, Галю Касьянову, Марину Шукурову... После школы они тоже наверняка стали очень достойными людьми.
Этот класс, скажу вам по секрету, преподал мне очень полезный урок на всю жизнь. Помню, я вел рисование в своем очередном третьем классе. И вот в конце занятий в класс вбежали мои бывшие «выпускники», среди которых был и Володя. Облепили меня со всех сторон, шумят, тормошат... Дети таким образом демонстрировали свою привязанность к учителю. Но я этого деликатного момента не заметил, не понял. И достаточно грубо пресек их: «Да отвяжитесь вы!»
Все! Они настолько «отвязались», что очень долго меня просто не хотели замечать. И я подозреваю, что с идеей этого «бойкота» мог выступить Володя - он очень остро чувствовал несправедливость.
Соль на рану
В 1949 году Яков вернулся домой. Не один вернулся - привез жену-красавицу. С Катюшей, Екатериной Михайловной, они познакомились в той самой школе, где учился Володя Высоцкий.
- Два моих друга-учителя тоже ухаживали за Катериной, - вспоминает Яков Иванович, - добивались ее руки и сердца. Но мы между собой договорились: пусть выбор делает она сама, а мы при любом раскладе останемся друзьями. Катя выбрала меня. И я всю жизнь старался, чтобы ей со мной было хорошо.
Молодые Кутюхины всю оставшуюся жизнь после войны проработали в Беляевской школе. Обучили и выпустили в жизнь не одну сотню ребятишек. И своих четверых детей подняли и воспитали достойными людьми. А сейчас у них уже семеро внучек, один внук и два правнука.
Все они - и дети, и внуки - разъехались по разным городам. Некогда шумный дом на краю села притих и загрустил.
- Пронеслись наши годы, как кони, - вздыхает Яков Иванович. - А мы еще их и погоняли: быстрей, быстрей! Сейчас бы остановиться, оглядеться - пожить-то еще хочется. Помните у Володи Высоцкого: «чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее...»
- «...не указчики вам кнут и плеть». Как же не помнить! Владимир Семенович многое что сказал от нашего имени. А вы когда узнали, что знаменитый бард Владимир Высоцкий - это и есть ваш бывший ученик?
- Вы посыпали мне соль на рану... Представляете, при жизни Высоцкого, слушая его песни и смотря фильмы с его участием, я даже не подозревал, что это тот самый Вовка. Думал, однофамилец. У меня в учениках, к слову сказать, был полный тезка знаменитого режиссера - Эльдар Рязанов. В жизни часто бывают совпадения.
А узнал я Володю по детской фотографии уже после его смерти. В 1985 году я купил на почте «Кругозор» - помните, был такой журнал с музыкальными страницами, гибкими пластинками. Ну, так вот тот «Кругозор» был посвящен Высоцкому, было опубликовано много его фотографий, в том числе детских. На одной из них - мальчишка в военной форме. Я пригляделся и обомлел - мать честная, да это же Вовка! В той самой форме, которую он носил в Германии. Я тут же достал из альбома нашу классную фотографию тех лет, где вот он, Володя, в первом ряду, недалеко от меня. Я испытал сильный шок от этого открытия!
- Вы сообщили об этом родственникам Высоцкого?
- Нет, никому я письма не писал. Да и не знал, кому надо писать об этом. Самому Володе я бы написал непременно, но поздно спохватился... Жаль! Может быть, при жизни-то удалось бы с ним встретиться, Володя наверняка вспомнил бы меня. Может быть, и спел бы какую-нибудь военную песню. Я очень любил и люблю его военные песни. Он хоть и не воевал, а душу фронтовиков точно чувствовал, сопереживал. Я горжусь, что хотя бы чуть-чуть причастен к его жизни, и надеюсь, что чему-то хорошему я его научил.

2008 год