Верим!

Елена Левчук
- Ну, как говорится, с Богом!
- Палыч, а вы хоть в Бога верите?
- Конечно, верю! Как можно такое спрашивать…
- И в церковь ходите?
- Хожу. Ну… я, может быть, почти не хожу. Но жена ходит! Она там сама знает – что и как. Свечки поставить, что-то ещё…
- А молитвы знаете?
- Не знаю. Но в Бога с детства верю. Тогда мама учила нас молиться, но я всё забыл.
- В селе церковь была?
- В соседнем. А у нас, сами знаете, тридцатые годы. Но в Бога верю всю жизнь! Он всё видит…
- Можно подумать, лично вы жили по заповедям.
- Не знаю я ваших заповедей, но жил всегда по совести. А сейчас бардак везде.
- Да… даже священнослужители преступают грань.
- Это как?
- А вот так. Говорят, что N, будучи в монашеском сане, имел семью и детей. Еретиком считается.
- Ну и что? Это же правильно – нормальному, полноценному мужику иметь семью.
- Палыч, ну с вами бесполезно, честное слово!
- Нет, ну а что?! Я не понимаю.
- Как «что»? Он же обет давал.
- Обет… Ну и что, что обет? Главное – то, что внутри тебя. Главное – совесть иметь. Тогда и грешить не будешь. Вот как я.
- Да? За все ваши семьдесят пять ни разу?
- Да! Всегда – по совести. И всё – по правде.
- И в семидесятые?
- Ну… тогда в партии был. Открыто, конечно, не высказывался, но тогда все так жили. А добро делал людям всегда.
- Это когда главным в области были?
- Ты на что намекаешь? На взятки? Так то не взятки были.
- А что?
- Люди сами давали. Потому что были благодарны! Поэтому и греха никакого на мне нет. Я мог бы после смерти попасть в святые…
- Вы это серьёзно, Палыч? Ну, вы вообще…
- Конечно! Сколько бы вы грязи сейчас не вылили, а я всегда делал только добро.
- А я недавно на исповеди была. Стояла и думала – вот читает там батюшка молитвы всякие. А мысли его где в этот момент бродят?
- И где?
- Ну, не знаю. Церковь такая хорошая, старая, там прихожане не просто так, люди знают это место и из города на своих машинах приезжают, всё приличные люди. А батюшка вдруг и говорит: «Можно я руку тебе на грудь положу?».
- Да ты что? Так и сказал?
- Да. Он там помазал чем-то, мирром, что ли, руку положил так сверху и прочитал что-то.
- А может, так и надо?
- А зачем он руку положил? На мне блузка открытая была.
- А зачем ты в открытой блузе в церковь шла?
- А что мне – паранджу носить прикажешь?
- Дорого всё. И требы заказать тоже дорого. Вот так заплатишь деньги и не знаешь – точно ли там прочтут…
- Спросила раз в монастыре – если покрестили когда-то ребёнка в больнице с несколькими детьми, то нужно ли перекрещивать? Сказали – если священник был киевской епархии, тогда перекрещивать. Как будто это не такое же православное христианство! Я была в шоке.
- А у нас перед монастырём всегда человек пять- шесть милостыню просят. Я заранее готовлю мелочь, чтобы удобно было. У многих аж руки дрожат – так им надо опохмелиться!
- И старушкам?
- Каким старушкам! Почти все – местные алкоголики и бомжи. Недавно была, раздала мелочь. Один посмотрел так зло на мою дублёнку и говорит: «Этого мало, сестра…».