Мефисто-вальс. Часть 1. В гостиничном люксе

Николай Аба-Канский
                Одиноким буду я петь свою песню и тем,
                кто одиночествует вдвоем;
                тем, кто еще может слышать неслыханное…
                Ф.Ницше



                В гостиничном люксе
    
     За окном густели сумерки, да к тому же окна наполовину прикрывались тяжелыми шторами, а настольная лампа стояла мертвой стекляшкой. Очевидно двоим, что сидели за столом, свет не был особенно нужен, они все обговорили, все решили, их встреча – последнее обсуждение малозначительных деталей и прощание. Тот, кто являлся временным хозяином гостиничного номера, наливает гостю полную рюмку коньяка, себе – чуть на донышко. Гость не возражает, с удовольствием выпивает и не закусывает. Да на столе ничего и нет, кроме темной бутылки и двух рюмок.

     –Сколько мне… какой определен срок, судьбой, что ли, не знаю, как точнее сказать… – вдруг спросил хозяин.
     Гость через полумрак словно ощупал его взглядом.

     –Восемьдесят.
     –Двадцать…

     –Целых двадцать, или всего двадцать? – засмеялся гость.
     –Не знаю… – грустно улыбнулся в ответ хозяин.

     –К сожалению, даже такой врач, как ваш покорный слуга, не властен увеличить предопределенный срок жизни. Уменьшить… но это легко удается и самому пациенту.
     –Если существует предопределение…
     Гость предостерегающе помахал указательным пальцем.

     –Принцип неопределенности – величайшая идея того, что сотворило мир. Существует примитивный софизм, вы его, конечно, знаете, «доказывающий» отсутствие созидающего Слова: «Может ли Господь создать такой камень, поднять который будет не по силам даже ему? Если Бог не может создать такого камня – он не всемогущ, а если создаст и не поднимет – опять таки не всемогущ». Убогая философия, оперирующая огромной каменюкой. Микельанджелло сотворил Собор Святого Петра усилием бесплотной мысли и та же бесплотная мысль направляла тысячи нерассуждающих рук, возводящих стены и купола. А мог ли создатель Собора усилием воли уничтожить построенное? Так и Гений Мироздания создает законы и отношения принципиально отчужденные от себя, иначе бесконечная Вселенная ничем бы не отличалась от фабричного будильника, а Гению оставалось бы только заводить механизм.

     –Следовательно, предопределения не существует?
     –Существует. Но существует и свобода воли, иначе человек не несет ответственности за свои поступки. А свобода воли подразумевает принципиальную невозможность влиять на нее кому бы то ни было, даже тому, что наделило ею человека. Эта невозможность и является тем неподъемным камнем, который Бог создал для себя, чтоб человеку не на кого было кивать – на все, де, воля Божья, на зло и на добро. Зло творить легче, чем добро, и скулит человек: я хилый, я слабый, мне бы что попроще – потоптаться смазными сапогами по лицу ближнего.
     Несколько минут молчали.

     –Мои книги… Что будет с ними?
     Гость засмеялся.

     –Вы творили для вечности? Не для лавок?
     –Так. «О радость творчества, свободного, без цели…».

     –Без цели?
     –Долгое время – да. Вся жизнь, все ее радости, весь ее цвет – творчество. Художник подобен Богу: призван создать мир и образ, неведомые прежде. И он живет в созданном мире, и сливается с образом, им созданным, душа создателя. А потом приходит (или не приходит) понимание, что твои миры и образы – маяки Бодлера и что надо позаботиться о воздвигнутой башне, не дать ей рухнуть вместе с тобой. И в миг прозрения жестоко и больно осознать, что застрял на диком распутье, что «грядущий Хам уж не грядет, он нас в грядущее ведет».

     –Книги издадут. И долгие годы литературоведы будут докапываться, кто скрывается под псевдонимом.
     –Докопаются? – в свою очередь усмехнулся хозяин.

     Неопределенное пожатие плеч.
     –Никто и никогда?
     Гость потер лоб:

     –В какой-то степени это зависит от вас, точнее сказать не могу.
     –Не можете или не хотите?

     –Не могу. Поверьте.
     –И последняя просьба…

     –Будет исполнено. О чем речь. Совершенный пустяк.
     –Я и позабыл, с кем имею дело!

     –Благодарю за комплимент. Что, прощаемся?
     –Прощаемся.

     Гость и хозяин встали и руки их застыли в рукопожатии.