Благодать Божьей Матери. Вред крайностей

Николай Павлович Кормаков
           Первую серьёзно подготовленную исповедь я принёс Иисусу Христу в Б.: исповедовался о всех грехах, совершённых за всю свою сознательную жизнь.
           Здесь же со мной произошёл следующий случай. В то время я ещё не  различал, что поют (ещё не адаптировался к церковному пению). Как-то после окончания Божественной Литургии хор запел какую-то песнь. Я не понимал то, о чём поют, хотя и пели на церковнославянском языке. Слова сливались в единый журчащий поток, сопровождаемый красивой мелодией. Пение это так сильно на меня подействовало, что слёзы потекли из моих глаз. Душа же горела от какого-то необъяснимого чувства. Я опустился на колени, не глядя на стоящих рядом людей. Слёзы текли так обильно, что возле моих колен пол был мокрый. "О чём это пение?" - думал я : "Кому это поют?". И вдруг возникла чёткая мысль: "Божией Матери! Это Ей молитвенное пение". Я не удивился, когда потом узнал, что это молитва ко Пресвятой Богородице: "Царица моя Преблагая! Надеждо моя,    Богородице ...".
           Я понял теперь, Кто за меня молится, Чьим святым предстательством я уверовал и Кто привёл меня в церковь, Кто вымолил у Бога меня, такого грешного. Как я Тебе благодарен, о, Пресвятая Дева, Святейшая Мать Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятая Матерь наша! Какое нежное чувство в душе родилось у меня к Тебе тогда. Казалось, вся душа моя горела любовью к Тебе, о, Пресвятая Богородица! Сердце моё тогда открылось и ум мой осознал, что Ты - Матерь наша во спасение, только через Тебя мы приходим к Иисусу Христу!
           С тех пор я понял, что нет никаких слов, никакого изобретательного ума, чтобы можно было бы достойно восхвалить Пресвятую Деву Богородицу. С тех пор всякий раз, когда пели эту песнь, я опускался на колени и слёзы обильно стекали по моему лицу.
           В то время я познакомился с святой подвижницей Софией (из Тирасполя). После этого случая, когда я навестил ее, она вдруг подарила мне Акафист Непорочному Зачатию Пресвятой Богородицы.
           Я всем сердцем принял прославление Её Непорочного Зачатия. Объяснял и всячески пытался растолковать это своему духовнику. Переписав, подарил ему акафист Её Непорочному Зачатию. Он мне не перечил и, казалось, готов был с радостью принять сердцем это прославление, однако, я почувствовал, что что-то мешает ему признать открыто эту истину о Пресвятой Деве. Знаменательными для меня были его слова о том, что даже все, что способен был бы изобрести ум человеческий для прославления Пресвятой Богородицы, будет недостаточно.  Конечно, я знал, как относится православная церковь к этому догмату, но я так горел любовью к Пресвятой Деве, что мне казалось тогда, что никто не может не принять его,  если ему объяснить, как следует. Мне даже приходило в голову, написать что-то вроде трактата об истинном почитании Иисуса Христа через Марию,  Его Пречистую Мать, Пресвятую Богородицу. Я говорил, что если кто-то кого-то любит, то высшим проявлением этой любви будет любовь к матери этого любимого человека и выражение своей любви к ней. И, вот, спустя почти двадцать лет, я прочитал слова Иисуса Христа к Веронике де Бинаско: "Дочь Моя, Мне очень дороги слёзы, которыми оплакивают Мои страдания, но любовь Моя к Матери безмерна, и оттого Мне ещё дороже молитвенное созерцание Её мучений у подножья Креста".
           Как я пытался практически доказать свою любовь к Пресвятой Деве? - молитвами, постом, творением заповедей - жизнью по ним; рассказывая кому только было возможно о Ней, об Её доброте к нам, о Её чудесах; перепечатывая дефицитные книги (Псалтирь ко Пресвятой Богородице, Изложение книги о Гербовецкой иконе Божией Матери).               
Ошибкой моей было то, что я уклонился в крайность, следуя внешнецерковным правилам. Например, чтобы исполнить своё ежедневное многочасовое правило, я готов был оставить семью и где-нибудь уединиться. Ежедневно я прочитывал несколько страниц определённых молитв, десяток псалмов, акафист, несколько глав из Нового и Ветхого Завета, несколько страниц из жития святых и какую-нибудь книгу религиозных поучений. Моё следование некоторым правилам относительно поста также принимало угловатые формы. Начав с поста (воздержание в пище) в среду и пятницу, я через некоторое время в эти сутки уже ничего не ел, а затем - уже ничего не ел и не пил. Потом, услышав где-то, что пост в понедельник это почитание  Ангела-Хранителя и особенное потому приобретение его покровительства, я уже ничего не ел и не пил и в понедельник. Т.о. я ничего не ел и не пил трое суток в неделю. Не помню сколько времени это продолжалось. Если учесть ещё строгое следование длительным постам, в которые я себе позволял ничего не есть неделю-две, то можно себе представить, как сдал мой организм. Но это пустяки  по сравнению с тем, в каком напряжении жила моя семья.
           Сколько меня жена моя,К., ни просила, сколько ни убеждала в том, что во всём следует соблюдать меру, я только упорнее стоял на своём. Конечно, кое-где я читал, что пост и молитва без любви мало что значат, однако, мне казалось, что я в этом последователен. Много прошло времени и много скорбей пришлось испытать мне пока Господу удалось убедить меня на собственном опыте, что без любви никакие подвиги собственного смысла не имеют.
           Господь по милосердию Своему принял, однако, мое покаяние, в такой форме Ему приносимое. Вот как Он дал мне знать об этом. Спустя много лет один священник, услышав мое свидетельство о таком моем в молодые годы неразумном проведении поста, воскликнул: "Как же близок ты был тогда к Богу!". Действительно, только с помощью Божественной благодати возможно было не умереть и остаться здоровым, целые годы по трое суток в неделю проводя без пищи и пития, причем делая это так, что ни на работе, ни в окружении никто об этом ничего не знал.
           Верю, что это также благодать Пресвятой Богородицы по Ее святым молитвам.

           О, Мать-Пресвятая, Владычица наша, Богородица!
Ты - вершина, цель, а потому и причина всего сотворенного. Ибо Тобою исполнена высота Божьего Домостроительства: Ты - воплощение Славы Божьей в тварном, недосягаемая полнота обожествления человека, Тобою Слово стало плотью; Ты в Предвечном Совете Святой Троицы - предъизбранная Матерь Бога нашего, "Которым все сотворено", потому Ты - прежде всех веков, прежде всякого времени, прежде пространства, прежде всякой вещи, прежде всего сотворенного. Твоими всемогущими молитвами, которые Господь слышал до Твоего рождения во времени, все сотворено: и Небо и Земля и Человек.
                Аминь.   

(Представленное выше было написано в 2000 году. Когда я об этом 5.01.2017, т.е. спустя 16 лет, рассказывал моему внуку, Святой Дух открыл мне, что мое многолетнее еженедельное содержание полного трехсуточного поста - ничего не есть и не пить в каждые Понедельник, Среду и Пятницу - было благодатью Божьей Матери. Моим физическим силам таковое было невозможно. Небо есть постоянный соучастник наших дел по воле Божьей, даже если мы об этом и не догадываемся).

Богу нашему слава через Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Мать Его, ПрисноДеву Марию, Богородицу!