Вроде рецензии

Кирилл Харитонов
    Прочёл наконец то роман Мигеля де Сервантеса Сааведры "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Столько накопилось эмоций и соображений, что все их излагать не стану. Но скажу лишь главное. Я в замешательстве, почему всегда упоминают лишь его сражение с мельницами, при том, что Дон Кихот участвовал во множестве других приключений, некоторые из которых, на мой взгляд были даже более интересными и забавными. Ну..., возможно, просто пример с мельницами наиболее показательный и понятный, как для сведущих, так и для несведущих, ибо остальные случаи пришлось бы долго разъяснять. А тут и так понятно: сражался с мельницами, крылья которых вертелись от ветра словно лапища великанов - ясно любому.
    Далее. Я, конечно, понимаю, что для европейской культуры характерно в некоторых произведениях колесо сансары. То есть - чем начинается роман, рассказ, повесть, грубо говоря, тем и заканчивается. Так и тут - начинается с того, что главный герой в здравом уме и зовётся истинным именем Алонсо Кехано Добрый; заканчивается тем, что рассудок его просыпается (как он говорит "Бог перед смертью послал мне благодать..."), он раскаивается в своих безумствах и называет себя вновь своим настоящим именем. Но, хоть я и понимаю, безусловно, что для мысли и смысла произведения Мигелю де Сервантесу нужно было закончить именно так (иначе получился бы совершенно другой роман), всё равно в глубине души мне хочется, чтобы всё закончилось подругому. Я представлял себе; увидив одну из иллюстраций гравера Гюстава Доре, на которой изображён рыцарь Дон Кихот Ламанчский, гордо сидящий на деревянном коне и его оруженосец Санчо Панса, сидящий на неудобном крупе жёсткого деревянного коня за спиной своего хозяина, на которой деревянный конь с рыцарем и оруженосцем несётся по небу среди звёзд; совершенно другой конец... Где бы храбрый и кроткий рыцарь из Ламанчи и слегка невежественный его добрый друг Санчо Панса, унеслись из этого жестого мира на настоящем летающем деревянном коне, которым бы правил Дон Кихот, в свой мир волшебства и странствующего рыцарства, ибо эти двое не от мира сего, на зло всем шутникам и недругам своим. До последней главы я надеялся на такой исход...
    Хоть я и понимал с самого начала, что так быть не может и не будет, ибо совсем другой смысл и исход начал прослеживаться от самых первых и до самых последних безумств рыцаря Печального Образа... И всё-таки эта вера, которая слепа ко всем доводам разума... читая роман Сервантеса (чисто между прочим) я заметил, что вера наполняет душу человека каким то неуловимым чувством полноты и свободы оной даже от разума (ибо разум и душа изначально есть обособленные члены человека) и озаряет блеклым светом...
    Ещё добавлю, что Санчо и его любовь с "серым"; которого он возвеличивает над прочими божьими тварями, именуя серым лишь бы не называть осликом; а, так же плутовской и вместе с тем добросердечный и жалостливый характер, и дружба между Росинантом и серым; какой не выдивал свет и какой не завязывалось даже у людей; вызывают величайшее умиление и в некоторых местах смех, а в некоторых и слёзы. И вообще очень забавный, ироничный и мудрый роман (эпизод, подобный тому, где Санчо, губернатурствуя со соизволения герцога, разрешает проблему с мостом и висилицей или множеству других интереснейших, я бы никогда не придумал).
    Ах, жаль, что Мигель де Сервантес столько своего времени потратил на всякие глупости, ибо в нём был заложен великий талант. Хотя, с другой стороны, не проживи он такую жизнь, как прожил - не было бы никакого Дон Кихота!