Рассказ Вау

Владимир Флеккель
                ВАУ!

     Начальница гидротерапевтического отделения подвела меня к бассейну с теплой минеральной водой, в котором плескалось два человека: один –пациент, второй – физиотерапист, совершающий с помощью воды, бьющей из шланга под давлением, подводный массаж. Постороннему человеку все показалось бы нормальным, медику сразу было видно, что ничего общего с подводным массажем наблюдаемая картина не имела, она больше напоминала ручную мойку автомобиля. Дело в том, что, как и любой другой вид массажа, подводный делается по строгим законам жанра, принятом во всем мире с учетом анатомического строения участка воздействия и путями лимфооттока.
   - Вы так сможете?
   -Так, конечно, смогу,- с ударением на первом слове ответил я, ищущий в то время работу и утвердительно ответивший бы на вопрос, смог ли пилотировать «Бойнг-747».
     Меня приняли. Воистину, нет ничего более постоянного, чем временное. В этой лечебнице проработал довольно долго, овладел всеми секретами принятого здесь «мастерства» и на правах старожила однажды был отправлен на учебу по повышению качества обслуживания клиентов. Такой сервис носил какое-то красивое короткое название, что-то типа ВАУ, или созвучное этому. Для более полного сосредоточения на цели обучения нас поселили в гостинице «Холидей Инн» с полным пансионом и правом пользования всеми благами пятизвездочного отеля. Вы представить себе не можете, насколько приятно было оторваться от творческого процесса обработки шлангом спин моих соотечественников.
     Наша группа из десяти человек почти вся, за исключением одной девушки из Кишинева, состояла из коренных израильтян. Занятия велись на иврит, который я почти не понимал, зачетов и экзаменов в конце обучения не планировалось, а потому весь период времени, отведенный на повышение моей квалификации по улучшению обслуживания клиентов, приобретал особое очарование. А самое главное, настроение у меня было хорошим, потому что в ближайшее время я просто собирался расстаться с этой замечательной работой. Омрачало это событие лишь обязательная двухнедельная отработка.
     Занятия длились полный рабочий день с перерывом на обед и короткий послеобеденный отдых. Для поддержания угасающих сил от непосильного умственного труда в класс постоянно подносили что-то кондитерское и разнообразные напитки. В таких условиях я был согласен учиться всю оставшуюся жизнь. Но, к сожалению, на все про все было отведено лишь несколько дней, хотя на усвоение всего конкретного материала, что был растворен в океане воды, хватило бы и нескольких минут. Но преподаватели - тоже люди, они жили с нами и так же, как и мы вкушали все прелести незапланированного отдыха.
     Однажды мы целый день в лицах разыгрывали, анализировали, исправляли и повторяли снова сцену, когда в номер гостиницы приходит отдыхающий и обнаруживает, что телевизор не работает. Он звонит портье и… Ваши действия, господа обслуживающий персонал! О чем можно было говорить целый рабочий день, достаточно, на мой взгляд, было одного короткого звонка радиомеханику с указанием номера в гостинице, где телевизор нуждался в ремонте. Самое смешное, что механики не ремонтируют вышедшую из строя технику, а просто меняют ее на работающую.
      Поблагодарив нас в конце дня за блестящие успехи по решению задачи с телевизором, преподавательница посоветовала хорошо отдохнуть и набраться сил; завтра нас ждала более трудная задача,- в одном из номеров не работал кондиционер (!) Порой, мне казалось, что над нами смеются, ведь в данном случае портье необходимо было набрать номер телефона не радиомеханика, а электрика, но нет, все проходило на полном серьезе, и мы пошли готовиться к предстоящим испытаниям.
     Последние пару дней каждый задавал группе какую-либо задачу, для решения которой назначал из числа учеников директора, заместителей и начальников служб отеля и оценивал их действия. Я думаю, что вы уже догадались, какие проблемы мы должны были разрешить? Верно, мы исправляли телефоны, водопроводные краны, канализационную сеть и т.п.
     Подошла моя очередь. Сразу оговорюсь, я плохо понимаю, о чем идет речь, во-первых потому, что плохо знаю иврит, а во-вторых, что слышу только половину сказанного, извините, глуховат. А вот довести до слушателя то, что хочу сказать, могу, жонглируя двумя десятками слов, которые знаю. Кроме того, подстраховываясь, я попросил девушку из Кишинева, при надобности придти мне на помощь.
     Распределив роли персонала водолечебницы от начальника вниз (себе я оставил роль обиженного посетителя), сообщил условия задачи. Я месяца два назад позвонил и сообщил время своего приезда на лечение к лучшему физиотераписту лечебницы, согласился с вашим предложением (Моше), и просил назначить процедуры в то время, которое укажу. Мне обещали все сделать в соответствии с моими пожеланиями. Приехав сегодня на лечение, узнаю, что это время занято, и мой физиотерапист обслуживает другого пациента. Одному из нас, игравшему роль этого другого пациента, было дано задание ни на какие мольбы и посулы поменять Моше на кого-то другого не соглашаться. Я возмущен и требую срочно восстановить справедливость. Интерес к предстоящим битвам я подогрел словами, что почти уверен, что эта задача им будут не по зубам.
     Предлагались десятки различных вариантов решения проблемы, связанных с заменой Моше на кого-то другого, но этот другой был хуже Моше, т.к. тот считался лучшим в лечебнице, а я заказывал заранее, и мне был обещан только лучший специалист. Начиная от первого человека, к которому я обратился с претензиями, и, кончая директором, все, как один, в строгом соответствии с пройденным материалом на курсах ВАУ, успокаивали и предлагали попить кофейку, пока они посоветуются, как мне помочь. В конце концов, я взвился свечой, когда директор, вызванный на помощь начальником гидротерапевтического отделения, тоже предложил выпить чашечку кофе для успокоения (ведь он учился на тех же курсах):
   - Да я за свою жизнь не выпил столько черного кофе, сколько вы в меня влили сегодня. Подавйте мне сюда Моше, или я подам на вас в суд.
     Тот, другой пациент стоял насмерть, несмотря на то, что ему обещали горы золотые: бесплатное проживание в гостинице, бесплатное питание и бесплатное лечение, а в конце концов сулили что-то и приплатить. Нет и все!
     За обедом посовещались и сдались, задача решения не имеет.
   - А что я говорил вам вначале, вы ее не решите.
   - Почему ты был так уверен, что мы не решим?
   - Это очень просто, я вам сейчас продемонстрирую. Возьмите лист бумаги и напишите свои ассоциации со словом, которое я вам назову. У вас 15 секунд. Начали. Слово «Кармиель». Время пошло.
     Кармиель – город, в котором я живу. Каждый коренной израильтянин, когда слышит название этого города, всегда произносит одни и те же слова:
   - Это красивый город. Там прекрасный климат.
     Повторяю, так говорят минимум 90 процентов коренных жителей страны. Может быть, это потому, что они привыкли мыслить штампами, может это им вложили слишком крепко в их маленькие головки в детском саду, в школе или дома,- не знаю, но факт остается фактом.
     Я тоже написал на бумажке этот самый ответ. Собрали их записки, и что оказалось? На всех бумажках, кроме девушки из Кишинева, была одни и те же две фразы: " Это красивый город. Там прекрасный климат".
   - А вот здесь я написал, что будет в ваших ответах,- и дал перевести и прочитать вслух свою бумажку девушке из Кишинева, писать на иврит я, как вы понимаете, тоже не мог. Мои слушатели были очень удивлены происшедшим. Прямо фокус какой-то!
   - Вы мыслите штампами, и это лишило вас возможности решить первую предложенную мною задачу. В вашем понимании начальник – это человек, который сидит в красивом кабинете, курит сигареты, пьет кофе, много говорит по телефону и мало работает конкретно. Извините, но это штамп, причем, неверный. Кто из вас читал роман Хейли «Колеса»? Понятно (только девушка из Кишинева). Так вот там описывается эпизод, когда директор крупного автомобильного концерна едет утром на работу и останавливается у светофора. Он слышит, как городские часы в это время пробили 6.30 утра. Директор с удовлетворением отметил, что у него есть два с половиной часа для плодотворной работы до начала рабочего дня. Не нужно было опаивать кофе бедного пациента, надо было просто вспомнить, что он просил для своего лечения лучшего специалиста. Вы ему предложили Моше, он согласился, но произошел какой-то сбой. Так бывает. Просто начальнику гидротерапевтического отделения надо было поступить так же, как это сделал директор автомобильного гиганта – приехать пораньше и поработать самому. Следовало сказать пациенту, что здесь в лечебнице лучшего физиотераписта, чем он, нет, и хваленый Моше в подметки ему не годится. Раз возникла такая ситуация, он сам проведет весь курс лечения в удобное для уважаемого пациента время. Ему очень повезло, этот курс лечения он запомнит на всю жизнь. Уверяю вас, конфликт был бы моментально исчерпан. Просто надо помнить, что начальник иногда может и должен работать. Начальники всех уровней.
     Мое категорическое мнение о необходимости в некоторых ситуациях трудиться физически мое начальство не разделяло совершенно, оно считало его ошибочным в корне и даже вредным. Буквально через пару дней после этой учебы состоялось совещание у руководства, где я тоже сказал что-то не то, что оно хотело услышать, после чего был моментально уволен без обязательной двухнедельной отработки.
     Нет худа без добра.