Рассказ Пока не стары и не слабы...

Владимир Флеккель
                « Пока не стары и не слабы…»

Тревоги разорвав на части,
Стоит заря над головой,
И задыхаешься от счастья,
Что ты действительно живой.   
И.Галкин
     Мы познакомились прямо на взлетно-посадочной полосе. Проезжая мимо одиноко стоящего в стороне «ИЛ-14», наткнулись на маленькую группу людей, озирающихся вокруг в поисках хоть какого-нибудь транспорта. До поселка надо было добираться еще несколько километров, и, хотя зима уже закончилась, с моря дул очень сильный и холодный ветер, превращая пешую прогулку в удовольствие сомнительного свойства. Остановив госпитальный «УАЗ», предложил подбросить их до гостиницы.
     Как я выяснил позже, это была группа сейсмологов Института физики Земли, состоявшая из двух мужчин и одной женщины, прилетевших сюда в преддверии испытаний атомных зарядов на Новой Земле. По тому, как они были одеты и как споро обращались со своим багажом, было ясно, что в таком составе они выступают не впервой, что привыкли ко всем сложностям и трудностям кочевой жизни. У гостиницы расстались, пожелав друг другу удачи.
     Во второй половине того же дня в госпиталь поступила просьба от управления порта срочно прислать хирурга на причал, - сорвавшийся груз нанес травму одному из матросов буксира. На месте происшествия лежал молодой парень, все лицо и голова которого были в крови. Рвотные массы, находящиеся в непосредственной близости от пострадавшего, тоже не украшали общую картину. Несколько человек, среди которых заметил и своих утренних знакомых, толпилось в отдалении.
    Но все оказалось не таким ужасным, как показалось сначала. Парнишка отделался сотрясением мозга и раной мягких тканей головы, являвшейся причиной обильного кровотечения. Должен сказать, что размер кровотечения из поверхностных ран головы, часто не соответствует размерам и тяжести повреждения, и первые ужасные впечатления от вида пострадавшего не всегда отвечают истине. Объяснение находится в некоторых анатомических особенностях этого органа человеческого тела с его прекрасным кровоснабжением.
     Рана требовала хирургической обработки и ушивания, но сделать это надо было в госпитальных условиях, поэтому на причале ограничился только тем, что перевязал парня и обмыл его лицо. Придав ему, таким образом, вполне приличный товарный вид, погрузил в машину и уехал в госпиталь.
Вечером, как обычно, пошел в Дом офицеров, где каждый день демонстрировался новый фильм. «Новый» - это не значит, что он был создан недавно, просто это был фильм не тот, что показывали вчера. И на том спасибо! Я знал много мест в высоких широтах, где один и тот же фильм крутили до посинения. В фойе ко мне подошел один из приезжих, высокий бородатый человек:
   - Здравствуйте еще раз, я Игорь Галкин, руководитель знакомой Вам группы физиков. В течение всего лета будем работать здесь. Сегодня должны были плыть на остров «Местный», но прибило ящиком нашего матроса. Мы были свидетелями, как Вы здорово с ним управились.
   - Да помилуйте, я только умыл его и обмотал голову бинтом.
   - Я не могу судить о профессионализме Ваших действий, я просто передаю свои ощущения. Вы – молодец!
   - Хорошо излагаете. Жалко, что коротко. Спасибо. А где остальные Ваши спутники?
   - Пошли на берег моря. Они впервые в Заполярье. Сами понимаете, Ледовитый океан, полярный день, солнце над горизонтом в полночь. Какое тут может быть кино?
   - Это конечно так, но уверяю Вас, что через пару дней мы увидим их здесь.
     После фильма мы тоже пошли на пирс и долго разговаривали. К вечеру ветер стих и полуночное солнце, низко стоящее над горизонтом, накладывало на все предметы желто-оранжевый оттенок. Был полный штиль и на море. Каждый из нас кое-что рассказывал о себе. Он много, где бывал, и много, чего видел. Заглядывая в глаза, признался, что никогда не был в операционной, но очень хотел бы. Это его мечта.
   - Приходите завтра в госпиталь. У нас - операционный день. Если обещаете ничего не трогать руками и стоять там, где поставлю, Ваша мечта осуществится. А после операций пойдем ко мне домой, и я угощу Вас карским омулем. Кстати, вторая часть предложения распространяется на всю Вашу группу.
     На следующее утро он пришел в госпиталь намного раньше начала рабочего дня, и я сдержал обещание. Видя его примерное поведение, разрешил даже в какой-то момент приблизиться к столу и показал отельные органы брюшной полости. Разговоров потом хватило на несколько дней. А затем, встретившись с остальными, отправились ко мне домой.
     Жена с дочкой в это время года была на Урале у своей мамы, и неожиданный приход нескольких человек у меня не вызвал таких эмоций, какие появляются у женщины – хозяйки дома. Стандартный холостяцкий закусочный набор для особых случаев: малосольный карский омуль – рыба, достойная царского стола, спирт, настоянный на лимонных корочках, хлеб и консервы, приводящие в восторг гостей Севера и не вызывающие никаких положительных реакций у лиц, постоянно там проживающих,- цыпленок в собственном соку и ананасовый компот. Вот если бы сейчас картошечки свежей с жареным лучком, огурчик, помидорчик! Мечты. Мечты.
     Джазовое музыкальное сопровождение и кошка Пуська, специально для гостей носящая «Аппорт» со шкафа, завершали картину.
И вот тут я впервые узнал о поэтическом даровании Игоря. Экспромт был создан моментально:
Все врут, что Амдерма – дыра,
Здесь светит солнышко с утра,
И голос Эллы Фицджеральд
Звенит и тает льдинкой,
И жизнь чудесна, как игра,
И каждый – бард, и каждый - брат,
И излучает инфракра…
Прекрасная блондинка.
     А после ужина началось то, что осталось в памяти на всю жизнь и что в течение всего заполярного лета тянуло в мой дом совершенно незнакомых людей. Ребята повесили на стену простынь и с помощью совершенно незнакомых и изумительных по красоте слайдов стали рассказывать массу интересного о нашей Земле, Луне, других планетах, космических путешествиях, «Аполлоне», «Скайлэбе» и прочем, сопровождая все это стихами Игоря под гитарный аккомпанемент «прекрасной блондинки». Кстати, именно тогда я впервые услышал в ее исполнении «Молитву» Окуджавы.
     Один из сейсмологов оказался йогом. Он демонстрировал нам различные позы, от которых моя душа навсегда рассталась бы с телом, и абсолютно спокойно и без капли крови протыкал себе руку иглой.
Жизнь наполнилась новым смыслом общения с интересными людьми. Днем каждый из нас занимался своими делами, а вечера мы проводили вместе.
     В маленьком поселке посреди тундры ходить особенно некуда: к морю на пирс и немного вдоль берега. Это был наш стандартный маршрут с длительным перекуром на пирсе. О чем мы только не говорили, какие темы не обсуждали. Это надо же, на краю Земли нам удалось найти родственные души!
Айда, ребята, со двора,
Давно «по рублику» пора,
Я - морж, он - иог, вы - доктора,
Мы - профессионалы,
Не алкаши, а лектора,
И от души я другу рад,
В два слова – шаг, в три шага – мат
От почты до причала.
     Слава о моих новых друзьях распространялась по округе, как круги по воде. Отовсюду поступали предложения приехать в гости и выступить перед пилотами и солдатами гарнизона, людьми, работавшими на полярных станциях, разбросанных вдоль побережья, боевыми сменами радиолокационных подразделений и пограничных застав, находящихся в отдалении, экипажами кораблей, стоявших на Амдерминском рейде.
     Стихотворные баллады Игоря, сдобренные массой астрофизических терминов, будоражившими в то время воображение названиями космических кораблей и челноков, фантастические по цвету слайды, сделанные в космосе, никого не оставляли равнодушными. Везде ребята были желанны и принимаемы с царскими почестями. Я тоже купался в лучах славы моих новых приятелей, справедливо считая, что благодаря своей активной миссионерской деятельности заслужил право греться у огня всенародной любви.
     Лето постепенно вступало в свои права, льдины отошли подальше от берега, хотя были видны в отдалении и, наконец, появились полчища комаров, которые уже не позволяли просто так, без крайней нужды, гулять по тундре. И как-то днем, когда солнышко начало почти по-летнему пригревать нас на пирсе, Игорь сказал:
   - Странно, лето, солнце, южное побережье Карского моря, а мы не купаемся. Следует немедленно исправить положение.И исправил. Выскочил из штанов, нырнул с пирса и поплыл, радостно отфыркиваясь.
   - На самом деле. Вперед, ребята! - «Прекрасная блондинка» нырнула вслед за Игорем, а за ней последний из физиков. На пирсе остался я один
   - Вовка, ну что же ты? Вода - просто чудо, как хороша!
   "Наверное, на самом деле хороша, раз они там сидят и не вылезают. В конце концов, я же - северянин, а они кто? Горожане несчастные!" Решительно разделся, подошел к краю пирса и нырнул.
     Я знаю, что существует масса всяких разных рекордов. Думаю, что есть и по самому длительному пребыванию в воде. Но я уверен, что в тот день я установил рекорд Гиннеса по самому кратковременному пребыванию в этой среде. Сказать, что вода обожгла меня,- это не сказать ничего. Я просто потерял способность что-либо соображать. На пирс я вылетел точно так же, как показывают в кино, когда пленку крутят в обратную сторону,- ногами назад. И только тут я вспомнил, ведь в стихах об этом что-то говорилось. «…Я – морж(!), он – йог, вы – доктора…»! Невнимательный осел решил искупаться с моржами!
     Мне было ясно одно. Безопасность этим милым морским животным я могу гарантировать только, пока они находятся в своей родной стихии. Тут на пирсе я им клыки пообломаю! Но по мере согревания моя агрессивность таяла, как льдинка, и скоро наступил момент, когда я крикнул:
   - Ладно, можете вылезать. Останетесь живы.
     Ведь, по большому счету, совсем неважно, сколько времени ты находился в воде, важно другое - я купался в водах Северного Ледовитого Океана, можно сказать, среди льдов, и никто не сможет мне возразить! Что было, то было! И этим я обязан своим друзьям. Так и быть, прощаю!
     Долго сердиться на Игоря было просто невозможно. Крупный взрослый бородатый мужчина с глазами восторженного ребенка восхищенно смотрел на жизнь и окружающих его людей. Он просто жил взахлёб, хотя жизнь, как я чувствовал из его стихов, обходилась с ним, ох, как не сладко. Но, не смотря ни на что, он заражал своим неуемным оптимизмом всех, кто был рядом.
Однако, всему приходит конец. Ребята собирались улетать. Мы расставались там же, где впервые встретились. Абсолютная уверенность в том, что ничто не сможет встать на пути нашей дружбе, переполняла нас. Мы были молоды и полны иллюзий.
Пока не стары и не слабы,
И пыл душевный не погас,
Пока арктические слайды
И песни вдохновляют нас.
Пока манят моря Селены,
Нам все земные – по колено.
Не оборвет моржовый душ
Полет завороженных душ.

Когда Земля еще робела,
"Аполло" радостно приняв,
И океанская волна
Качала нежно "Арабеллу",
Уж предназначила Звезда
Нам разлететься, кто куда.

Но мы не слабы и не стары,
Не смоет штормом нас волна,
И в славной бардовской гитаре
Балдеет сладкая струна.
Мы слова не сгноим в кармане,
Нас газетенкой не обманешь,
Нас не поработишь, пока
Ярка строка Пастернака.

Пока арктической зарею
Ведет трепещущий восторг,
Еще не подведен итог
Бессмысленной игре с Судьбою,
Пока мы живы и дружны,
Пока друг другу мы нужны.

      Жизнь распорядилась иначе, разбросав нас по разным частям света. Расстояния, быт и житейские заботы встали на пути, как льдины в арктических водах. Сначала мы пытались находить возможности для встреч, потом это становилось делать все труднее и труднее. Со временем наши встречи прекратились совсем. Никого в этом винить не приходится.
Когда в этом году, уже много лет проживая вдалеке от России, я зашел в Интернете на сайт Игоря Николаевича Галкина, то нашел там некролог, помеченный прошлым годом.