Рассказ Остров Вайгач

Владимир Флеккель
                Остров Вайгач

     Лето в Заполярье короткое и прохладное, ясных солнечных дней не много, а на островах Ледовитого океана и того меньше за счет туманов, наползавших с воды. Если погода безветренная, они могут стоять долго, несколько дней, а при ветерке – исчезнуть так же внезапно, как и появились. «Качества» они были превосходного, в метре от себя ничего уже видно не было; определение «как в молоке» подходило, как нельзя, лучше.
     На остров Вайгач, расположенный между Карским и Баренцовым морями, именно в такое время года занесла меня врачебная необходимость. Любое начальство, в том числе и мое, старается поделить расходы на транспорт с какой-нибудь другой организацией, испытывающей нужду в поездке в тот же пункт назначения. В этот раз мои попутчики на портовом буксире представляли собой четыре различных ведомства. С экономической точки зрения это было хорошо, а с точки зрения возвращения – не так здорово. Тот, кто закончит свою работу первым, должен будет ждать последнего. Конечно, можно ждать сколько угодно, проживая за счет фирмы в хорошем отеле, но наши условия жизни в поселке Варнек я даже описывать не буду, чтобы не лишать читателей иллюзий романтики Крайнего Севера.
     Закончив свои дела одним из первых, выяснил, что имею несколько дней незапланированного отпуска на острове Вайгач с возможностью проведения его на охоте, либо рыбалке. Последней заниматься не хотелось, запах рыбы и так преследовал тебя в этом местечке повсюду, а вот побродить с ружьишком по тундре и улучшить скудное питание всей нашей компании свежим мясом куропаток, – к этому душа лежала. С вечера у хозяина нашего дома попытался узнать наиболее хорошие места для охоты.
   -Да здесь везде куропатка есть, без нее не вернешься. Только не ходи на ту сторону бухты, там места плохие, всякое может случиться.
     Начал вытягивать из хозяина более подробные сведения о плохих местах. У врачей всегда есть способ сделать собеседника более разговорчивым. Не подвел он меня и в этот раз. Его рассказ коснулся времен не таких уж и далеких.
     Перед войной и в самом начале ее на острове было несколько лагерей, куда привозили заключенных для работы на местных рудниках. Добывали руду, содержащую свинец, медь и цинк. Говаривали, что встречался и флюорит, плавиковый шпат, ценный минерал, применяемый в качестве флюса для выплавки броневого листа. Условия жизни и работы заключенных были ужасные, смертность - огромная, но это мало кого интересовало, были нужны руды и флюорит, а рудники это мало-помалу давали. Один из таких рудников находился на высоком противоположном берегу.
      В конце лета 1942 года в этих арктических водах появился тяжелый немецкий крейсер «Адмирал Шеер», топивший все советские корабли не зависимо от того, военные они были, или гражданские, большие, или маленькие. С расстояния два – три десятка кабельтов он послал несколько тяжелых снарядов и в небольшой порт Амдерма, который располагался совсем близко к Вайгачу. Лагерное начальство, испугавшись такой близости врага, решило «эвакуировать» лагеря. Погрузив заключенных на баржу, оно затопило ее в море.
     С тех пор никто там не работал, рудники пришли в запустение и заросли скудной тундровой растительностью. Даже из местных мало кто туда ходил, так как молва приписывала этому месту зловещую славу. Побывавшие там, возвращались обязательно с каким – нибудь нарушением здоровья - то ушиб, то вывих, то перелом. А плохие люди вообще не возвращались. Поэтому всем приезжающим на остров и желающим побродить по окрестностям местные жители не рекомендовали там появляться, не ровен час, можно провалиться в заросший ствол шахты.
     Проверить достоверность всего услышанного было невозможно, так как очевидцев тех событий в поселке не было, но, слушая подобные рассказы в разных местах Севера, убеждался каждый раз – нет дыма без огня. Тем более, что исторически известен факт рейдерства «Адмирала Шеера» на линиях наших арктических морских коммуникаций в рамках «Операции Вундерланд» (чудесная страна).
     Утром, выйдя из поселка, взял курс на север в глубину острова. Куропаток действительно было много, после выстрела они перелетали с одного места на другое, но не далеко, и я продолжал их преследовать. Довольно скоро весь капюшон моей куртки был забит маленькими освежеванными тушками, завернутыми в полиэтиленовый пакет. Я специально не жалел времени, останавливался и приводил свои охотничьи трофеи в состояние полуфабрикатов,- так они занимали меньше места. После одной такой остановки я поднял глаза и ничего вокруг не увидел.
     Густой, как сметана туман обволакивал меня со всех сторон. Надо было спокойно, не волнуясь, определить, как поступать в дальнейшем. Самое главное – моей жизни ничего не угрожало, я тепло одет, полный капюшон пищи, зажигалка в кармане, оружие при себе. Для начала из одного ствола достал патрон с мелкой дробью на куропаток и заменил на картечь. Береженого Бог бережет. На маленьком острове можно было бы идти в любую сторону и выйдешь к морю, а по берегу, так же идя в любую сторону, придешь к своему кораблю. Вайгач, конечно небольшой остров, но не настолько, все - таки три с половиной тысячи квадратных километров!
     Я себе простить не мог, что в пылу охотничьего азарта, гоняясь за куропатками, потерял точное ориентирование. Обычно я очень хорошо разбираюсь даже в мало знакомой обстановке. Но здесь густой туман лишал меня напрочь всяких предположений. И все-таки мне казалось, что пролив Югорский Шар находится от меня справа, и я пошел туда.
Почему к проливу? Сейчас объясню. Карское море не Черное и здесь, если с судна любого водоизмещения заметят на берегу человека, стреляющего или подающего другие знаки беды, машины остановят, спустят катер или шлюпку и подберут человека на борт. Именно на это была надежда, кроме того, был уверен, что поиски меня начнутся с южной оконечности острова.
     Я неторопливо двигался в избранном направлении, оглядываясь по сторонам, потому что туман иногда на несколько секунд редел и освобождал небольшое поле для обзора, была надежда что-нибудь узнать.
Наконец, добрался до воды. Весь вопрос, до какой? То ли это пролив, то ли бухта. Сделав на берегу пометку этого места, прошел сначала вправо по берегу километра два, затем вернулся и пошел влево столько же и с тем же успехом. Ничего. Значит это не бухта Варнек, иначе бы точно натолкнулся на поселок. Значит это пролив Югорский Шар. Надо подниматься на высокий берег и ждать, когда уйдет туман и появится корабль.
      На берегу, чувствуя ногами подъем, стал взбираться, как можно выше, оттуда и мне и меня будет лучше видно. Туман стоял недвижимо, ни малейшего поползновения ветерка. На вершине этой горушки нашел камень и собрался, было, обустраивать здесь себе место, как вдруг совсем рядом с собой увидел огромную стаю куропаток, не выдержал и выстрелил. Подобрал сразу двух, но возникла непредвиденная проблема, – от выстрела металлическую гильзу патрона раздуло, и она сама из ствола не выходила, надо было извлекать ее с помощью ножа.
     Пока доставал гильзу, свежевал, заворачивал и складывал в капюшон добычу, по сторонам не глядел, а когда поднял голову, случилось то, что пишут в приключенческих романах. Именно в этот момент туман на несколько секунд открыл видимость на большое расстояние, и я с высоты своего места обитания увидел бухту Варнек, поселок и наш корабль, стоящий у пирса противоположного берега.
     Туман тут же сгустился, но все уже стало на свои места. Оказывается, я вышел не к проливу и не в знакомую бухту, а соседнюю, расположенную чуть западнее, поэтому не мог на ее берегу найти поселок, а местечко собрался себе оборудовать на высоком отвале в самом центре рудника, куда мне строго – настрого было заказано ходить. Надо же, в этом «плохом месте» мне единственный раз сегодня повезло с погодой. Тихонечко, внимательно смотря под ноги, я спустился к берегу нашей бухты и, не торопясь, обходя ее, потопал на корабль.
      Лишь вплотную подойдя к судну, увидел, да нет, скорее услышал, что с его борта в небо постоянно посылаются ракеты. Это члены моей компании, которым я добывал свежее мясо, беспокоясь моим отсутствием в таких сложных метеоусловиях, сидя на кнехтах, стреляли из ракетницы. Более нелепого способа помочь мне придумать было сложно. Можно было только услышать, да и то, стоя рядом, шипение уходящей в небо ракеты и больше ничего.
     Вечером, закусывая водочку вкусным мясом северной куропатки, я пришел к выводу, что человек я, видимо, неплохой, раз зловещий рудник не только не наказал меня увечьем, а просто помог вернуться домой.