Рассказ Перехват

Владимир Флеккель
                Перехват

     К вечеру погода начала портиться, слегка потеплело, пошел снег, и, как следствие, начала ухудшаться видимость. Олег Климов и Левка Авакян, заступившие на боевое дежурство по охране воздушных рубежей нашей страны, не первый день служили в Заполярье и прекрасно понимали, что скоро начнется пурга, погода станет совершенно не летная, а значит, время до смены можно будет использовать по своему усмотрению. А усматривали они товарищеский ужин с легким «возлиянием», вероятно, был у них какой-то повод.
     Полный тревожного ожидания боевого вылета, этот вечер для молодых парней, пилота и штурмана современного самолета-перехватчика, превратился в приятное времяпрепровождение и незапланированный отдых. Свирепый вой пурги за окном породил абсолютную уверенность в том, что на сегодня работа окончена, и позволил незаметно перейти грань дозволенного, а затем и недозволенного - тяжелый хмель полностью овладел ими.
     Когда с командного пункта, расположенного за многие сотни километров от описываемого места событий, поступила команда о повышенной боевой готовности, требующая от экипажей находиться в кабинах своих машин, ожидая дальнейших распоряжений, самостоятельно добраться до самолетов и разместиться в них наши герои уже не могли. Механики - верные друзья, помощники и няньки быстро экипировали их по полной программе и затащили в кабины, водрузили на спящих авиаторов маски и подключили кислородное питание, - верный и проверенный способ кратчайшим путем выйти из опьянения. Они так же были уверены в том, что через некоторое время последует отмена готовности, и ребят надо будет извлекать из самолета.
     К сожалению, полный курс реанимации Олегу и Левке получить не удалось. Последовала команда «Взлет!». Спящие офицеры, подсознанием уловив звук боевой трубы, на внутреннем автопилоте начали выполнять все те действия, которым многие годы учились и оттачивали в постоянных тренировках и полетах.
     Механики схватились за головы, видя, что истребитель начал готовиться к взлету. Еле успев вытащить колодки из-под колес, убрав трапы от кабин и отбежав в сторону, они с ужасом смотрели, как боевая машина с полным вооружением грозно выруливала на старт. Пурга набирала силу, но ветер дул вдоль полосы, и истребитель помчался навстречу ему и своей судьбе.  Механики, молясь за своих питомцев, отправились в домик ждать, что будет.
     Здесь считаю необходимым объяснить общую ситуацию. Все эти события происходили в годы, когда «холодной войной» были охвачены две мировые системы, тратящие неимоверные средства на запугивание друг друга. Американский стратегический бомбардировщик В-52 с атомными бомбами на борту, четко следуя по маршруту «Хромированного купола» вдоль наших границ в нейтральном пространстве арктических широт, специально отворачивал чуть в сторону берега и тем самым нарушал эту воздушную границу, проверяя боеготовность, а главное, изучая частотное поле нашей противовоздушной обороны. Тут же с земли поднимались один или два перехватчика, американцы видели их на своих бортовых дисплеях, и к тому времени, как истребители достигали бомбардировщика, спокойно продолжали свой путь, выйдя из территориального пространства СССР. Наши сопровождали их, пока хватало топлива.
     Поскольку такие рандеву происходили довольно часто, пилоты уже знали своих оппонентов в лицо и жестами приветствовали, как игроки- профессионалы уважительно приветствуют друг друга перед матчем. Зная все о нашей технике, пилоты В-52 через какое-то время совместного полета жестами показывали, что нашим пора отваливать и возвращаться на свой аэродром, поскольку горючего, по их расчетам, у наших самолетов осталось только-только "дотопать" до дома. Сделав прощальный жест, наши ребята закладывали крутой вираж. До следующей встречи!
     Поверить в достоверность таких вещей может помочь понимание того, что за штурвалами В-52 сидела точно такая же молодежь, что и в кабинах истребителей. Свои обязанности парни выполняли исправно, но личной ненависти друг к другу не испытывали.
     До серьезных инцидентов, как правило, дело не доходило. Уверен, что точно такую же картину можно было наблюдать и с другой стороны океана. Но на перехват врага, нарушившего наши границы, вылетать надо было всегда, независимо от погоды. Опытный летчик обязан был взлететь при любой погоде и выполнить свой долг. При невозможности вернуться на свой, или запасной аэродромы, он мог воспользоваться катапультой. Поэтому на командном пункте зачастую, учитывая неблагоприятную метеорологическую обстановку, не всегда давали команду на взлет, кому хотелось брать на себя ответственность за потерю дорогостоящей машины.
     Но в этот раз дали, видать, американцы забрались слишком глубоко, и наши герои помчались навстречу супостату. Что творилось в душах оставшихся на земле в «дежурном домике», могу себе представить, это ведь их друзья только что поднялись в воздух в состоянии, очень далеком от идеального, и не на воздушную прогулку, а выполнение боевого задания. Ждали молча, прислушиваясь к каждому звуку.
     Рев двигателей заставил всех выскочить наружу. Пурги, как не бывало. На Севере так бывает - пурга может внезапно начаться и так же моментально кончиться. Было абсолютно тихо, весь небосклон был усыпан звездами, а по полосе уже бежал перехватчик. Аккуратно вырулив на место своей стоянки, он затих. Прибежали с трапами, открыли кабины и увидели двух крепко спящих молодых пилотов. На руках их принесли в домик, раздели и потушили свет, До утра говорили в полголоса и ходили почти на цыпочках.
     Утром, умываясь, Олег сказал, обращаясь к стоящему рядом механику:
    -Ну и накушались вчера, разве ж так можно. Вы-то куда смотрели? А если бы лететь?
     Сначала механик подумал, что это прикол, но что-то в интонации пилота заставило его усомниться:
   -Так Вы ж вчера летали.
   - Смеешься?
   - Богом клянусь. Вот Вам крест!
   -Да ладно тебе.
     Препирались долго, потом поспорили и отправились на вышку за ответом. Там подтвердили, что вылет в сложных метеоусловиях был, перехват и виртуальная атака состоялись. Я умышленно не говорю, на что поспорили ребята, дабы полностью не дискредитировать наш летно-технический состав.
     Но факт налицо, спор состоялся, и Олег с Левкой его проиграли, а я до сих пор не могу определиться, на чьей стороне были мои симпатии (это я лукавлю).
     Но как бы то ни было, лишний раз убеждаешься – такую Армию победить невозможно.