Рассказ Пианино

Владимир Флеккель
                Пианино

     Мысль приобрести пианино посещала всех членов нашей семьи довольно часто, но претворить ее в жизнь останавливала сложность доставки покупки домой. Мы жили далеко от цивилизации на берегу Карского моря в маленьком поселке Амдерма, куда не доходили ни железнодорожные рельсы, ни автомобильные дороги. Но когда дочка стала учиться музыке при Доме офицеров, покупка инструмента стала очень актуальной. И во время очередного своего приезда в Москву я решил вплотную заняться этой проблемой.
     В экспедиционно-транспортном агентстве на Ленинском проспекте разговор был короткий и очень конкретный:
   - Вы возьметесь доставить купленное пианино в поселок Амдерма на берегу Ледовитого Океана?
   - Да.
   - Что для этого должен сделать я?
    - Купить инструмент и принести нам квитанцию о покупке. Мы поедем в этот магазин, заберем пианино, упакуем его в соответствии с условиями будущих перевозок и отправим. Вы, естественно, должны будете оплатить все наши услуги.- Вы уверены, что все будет вот так легко и красиво?
   - Да.
     Ошеломленный качеством предстоящего сервиса, поехал в музыкальный магазин, где был отдел комиссионной продажи. Меня, единственного там покупателя, встретил продавец:
   - Здравствуйте, меня зовут Михаил Маркович. Интересуюсь, что желаете приобрести?
   - Желаем приобрести недорогое пианино в хорошем состоянии, а главное, очень крепкое.
   - Интересуюсь, Вы собираетесь использовать его в качестве музыкального инструмента или, извиняюсь, верстачка?
     Оценив его юмор, я рассказал, улыбаясь, всю подноготную проблемы.
   -Есть у меня такой инструмент,- совершенно серьезно заявил Михаил Маркович,- Это, конечно, не «Бекштейн» и даже не «Вайнбах», но он точно подходит для Ваших целей, и могу дать гарантию, что он выдержит предстоящее ему путешествие. У него очень прочная дека, инструмент прекрасно держит настройку. Берите, не пожалеете.
     Подведя к неказистому с вида инструменту производства, если мне не изменяет память, Львовского завода музыкальных инструментов, продавец открыл крышку, сел и сыграл что-то очень красивое. Звук был приятный и чистый. Цена (150 рублей) тоже устраивала. Заплатив и получив необходимую квитанцию, с благодарностью распрощался с Михаилом Марковичем, договорившись, что покупка в магазине подождет «молодцов из Быстроупака».
     Дорога снова лежала в транспортное агентство к девушке, у которой был пару часов назад. Приняв квитанцию, она стала оформлять документы на груз. И тут-то из-под воды показались первые камушки.
Ее начальник, который должен был поставить свою последнюю подпись на бумагах, притормозил наше победное шествие. Они, конечно, примут мой груз к отправке, в этом у меня не должно быть и тени сомнения, но только после того, как я принесу им письменное подтверждение Министерства Путей Сообщения, что оно берется доставить мой ящик к пункту перевалки.
     Я отправился в Министерство. Там много времени не потерял. Начальник отдела грузовых перевозок доходчиво объяснил мне, что, поскольку в конце железнодорожного пути мой ящик подлежит перегрузке на корабль (той самой перевалке) для продолжения движения морем, то им, путейцам, нужен сущий пустячок - письменное подтверждение Министерства Морского Флота о гарантированном приеме моряками груза на конечной станции. Вызвана такая необходимость была тем, что негативные прецеденты ранее имели место неоднократно. В морском ведомстве, переходя из кабинета в кабинет по указаниям опытных и ничего не решающих чиновников, стал ощущать, как мелкие подводные камушки на глазах вырастали в пороги внушительных размеров. Надо было менять тактику.
     Секретарше зам. Министра я отрекомендовался представителем Министерства Обороны по вопросу транспортировки военных грузов в порт Амдерма, и в огромный кабинет ее шефа был допущен довольно скоро. Он внимательно выслушал, улыбнулся и любезно сказал, что в порт Амдерма Министерство Морского Флота поставляет только грузы стратегического характера (продовольствие, фураж, горючее и т.п.), мелочевку не перевозит.
     С последним словом он придвинул к себе документы и погрузился в их изучение. Аудиенция была закончена. Это были уже не крупные камни, это была глыба, перекрывшая мне путь полностью. Брать этого чиновника на жалость, мотивируя свою просьбу стремлением как-то скрасить жизнь своей семьи, живущей на краю географии и не имеющей, практически, никаких других видов развлечения, не имело никакого смысла, - его кожа была давно покрыта бронированной чешуей, брезгливо отталкивающей все эти интеллигентские штучки. Надо было козырять, причем, крупно.
     - Вы знаете, что мне непонятно. С высокой трибуны Генеральный Секретарь и руководитель нашей страны на весь мир заявляет, что для Коммунистической Партии нет заботы более важной, чем забота о жизни и быте простого человека. А Вы, крупный правительственный чиновник, просьбу этого простого человека считаете мелочью, не стоящей внимания. Не понимаю. Может быть в «Правде» мне сумеют это объяснить.
     Я повернулся и по длинному ковру направился к двери. Это был блеф чистой воды, и никогда и ни с кем из своих знакомых я не позволил бы себе так низкопробно и оскорбительно поступить. Но здесь я не испытывал ни малейшего угрызения совести. Мало того, я был абсолютно уверен, что он тоже понимает, что я блефую, мужик то был умный, но исключить малейшую опасность своему благополучию этот человек, уже давно привыкший мягко спать и сладко есть, был обязан, и через секунду я услышал:
   - Вы убедили меня, молодой человек,- и в селектор,- Начальника перевозок ко мне.
     Прибывшему чиновнику были даны указания принять к перевозке груз до порта Амдерма, маркировать его, как «Авиационные детали» и выдать документ, подтверждающий готовность ММФ принять груз от МПС.
С этой бумагой отправился к железнодорожникам, получив от них, в свою очередь аналогичный документ, для транспортного агентства, сдал его той самой милой девушке и, очень довольный собой, полетел домой дожидаться своей покупки.
     Здесь я вынужден сделать маленькое пояснение. Грузы, отправляемые морем, располагаются в трюмах и палубах корабля так, чтобы их было легко, а главное, быстро найти и разгрузить. Поэтому груз, предназначенный в последнюю точку маршрута, всегда находится глубоко в трюме, а груз для первого порта - на палубе.
     Время - важный фактор для моряков Северного Морского Пути. Навигация в небольших портах, не имеющих своего ледокола, продолжается короткое летнее время и, практически, в сентябре уже заканчивается. Наш порт относился именно к таковым, да и слово «порт» к нему как-то не очень здорово подходило. Гавани не было и, ввиду мелководья у побережья, корабли бросали якоря в паре-тройке сотен метров от берега, на рейде. Два стареньких портовых буксирчика трудолюбиво сновали между берегом и кораблями, таская за собой плашкоуты с грузами. На берегу их уже встречали получатели, разгружали и тут же развозили по хозяйствам. Так что и портовых построек, складов, как и мощных грузовых кранов тоже не было. Но персонал порта был, и начальник порта был, к которому я и отправился, видя, что время катастрофически убегает, а пианино нет.
     В кабинете знакомого мне начальника порта сидел совершенно неизвестный человек, сообщивший, что предыдущий начальник назначен с повышением в один из терминалов крупного порта Архангельска. Для меня это было хорошо, именно оттуда уже давно мой инструмент должен был быть отправлен в Амдерму. Взяв новый телефон своего приятеля, связался с ним и обрисовал ситуацию, добавив, что мой груз не переживет зимовку на открытом воздухе морского терминала. Серега пообещал сделать, что в его силах. Через несколько дней получил телеграмму, что он нашел мой ящик и погрузил на судно, которое последним (!) рейсом навигации должно было привезти многострадальное пианино. Далее следовало название корабля и дата прибытия.
     В этот день мы всей семьей отправились на берег встречать московского гостя. Один за другим разгружались плашкоуты, но моего ящика мы так и не дождались. Корабль издал красивый по тембру гудок и величественно скрылся с глаз в направлении своего последнего порта следования на Новой Земле, откуда, уже никуда не заходя, потопает домой. Мне было ясно, что ящик был по ошибке помещен в трюм к грузам Новой Земли, благо тот порт назывался, вероятно, из соображений огромной секретности, тоже Амдерма, но только с цифрой 2. Так что в любом случае следовала ждать, минимум, всю зиму.
     Мысленно представив, что мне привезут на следующий год, я бросился к своему другу Борису, командиру авиационного полка и начальнику местного гарнизона, прекрасному летчику и изумительному человеку с просьбой о помощи, которая не замедлила явиться в виде радиограммы капитану судна:
« По халатности Ваших матросов в порт Амдерма не был доставлен груз, маркированный «Авиационные детали», срочно необходимый Армии. Предлагаю обратный маршрут проложить через наш порт. В противном случае вся ответственность за срыв боевых дежурств истребителей противовоздушной обороны страны в этом районе полностью ляжет на ваши плечи. Повторяю, груз маркирован словесно «Авиационные детали», по документам номера… Полковник…»
     Через несколько дней Борис позвонил мне и предложил пойти в управление порта получить долгожданный груз. Но прежде, чем разрешили взглянуть на то, что было привезено, предложили доплатить 470 (!) рублей. Оказывается, инструмент доставили в Амдерму не просто так, а "… с ледокольной проводкой судна, применением серьезной разгрузочной техники в виде крупных портовых кранов в порту назначения и длительным складирование на берегу".
     Пришлось платить, но дома на семейном совете решили, что следует написать моему «приятелю»-мореходу из Министерства Морского Флота, что в это время у нас не было льдов, и никогда не было ледоколов, портовых кранов и складов. Если не верит, могу прислать фотографии девственно чистого, без единой льдинки Карского моря, акватории порта и самого порта с его инфраструктурой. За что с меня срубили большие деньги? Уж не на содержание ли крупных чиновников Министерства?
     В ночь на Новый Год, точно 31 декабря, принесли перевод от нежно любимого мною Министерства Морского Флота на 465 рублей с искренними извинениями за допущенные ошибки в расчетах. Да чего там, Бог простит! Мой «друг»-флотоводец на этот раз выступал в роли Деда Мороза с подарками.
     Рождественская музыкальная сказка благополучно завершилась. Знай заранее, во что это, в конце концов, выльется, стал бы покупать инструмент и принимать последующие муки? Не буду скрывать, где-то в сознании появлялись крохи сомнений, когда мысленно возвращался ко всему пережитому. Но с другой стороны, ощущения пульса жизни, череда различных событий, регулярные выбросы адреналина в кровь, уверенность в надежности друзей,- это дорогого стоит!
     Я сейчас смотрю на эти строчки и думаю, а ведь вполне вероятно, что наше пианино живо до сих пор, ведь ехать дальше ему просто некуда, а Михаил Маркович голову давал на отсечение, клянясь, что инструмент очень крепкий и послужит долго. И как когда-то маленькие пальчики моей дочери извлекали из него незамысловатые мелодии, так и сейчас, быть может, к нему прикасаются чьи-то ручонки все в той же Амдерме.
     На здоровье!