Заниматься Воспитанием ребенка - противопоказано

Александра Самохвалова
Навеяло, когда писала рецензию на статью "Учителя и ученики" автора Андрея Клементьева

Скорее всего, эта мысль покажется крамольной, даже продвинутым взрослым, но просим вас, не торопитесь спорить. Отвлекитесь не на долго от чтения, и вспомните поведение детей в своем ближайшем окружении. Вспомнили?  Теперь совершенно независимо от этого вспомните поведение их родителей и других взрослых из ближайшего окружения этих детей. Вспомнили? Теперь сравните поведение детей и родителей в схожих ситуациях. Возьмем на себя смелость предположить, что их поведение будет очень схоже  с поведением одного из взрослых. На одни и те же социальные раздражители взрослый, и  ребенок будет реагировать одинаково.  Думаете, взрослые вообще и родители в частности специально учат  детей грубить взрослым, мусорить на улицах или материться на своих сверстников? Конечно, нет! Достаточно того, что ребенок видит в своем ближайшем окружении. Да, мы говорим именно то, что Вы подумали. Если ребенок не соблюдает правила, значит, прежде всего, нужно искать взрослых, которые эти правила не соблюдаю в отношении этого ребенка или его ближайшего окружения. Это не обязательно родители, мало того это не обязательно полноценный взрослый, главное, что это человек, который является примером для этого ребенка. Негативные примеры встречаются чаще, поэтому и научится «плохому поведению» проще и быстрее. Кстати много из того, что считается плохим в поведении, по сути, не вредно ни для ребенка, ни для общества в целом. Так какие напрашиваются выводы?
Как вариант, вот такие выводы.
Во-первых, если родителям, учителям, всему обществу важно, чтобы дети выполняли какие-то правила, то эти правили в отношении любых существ, прежде всего, должны выполнять сами взрослые. А пока этого в обществе нет, а некоторые счастливые исключения, либо старательно замалчиваются, либо представляются всем как то, что исключения лишь подтверждают правило. В настоящий момент все воспитание сводится к насильственному созданию программ поведения у детей, поэтому у общества практически нет шансов, навести хоть какой-то порядок, тем более осознанный. Порядок, построенный на страхе наказания, все равно нарушается, когда человек думает, что его никто не видит.
Во-вторых, если от ребенка требуют и ожидают активной жизненной позиции, то и окружающие этого ребенка взрослые должны иметь активную жизненную позицию. А что происходит в обществе в целом и в школах в частности? Учителя ждут от учеников активности, а в коллективе нет ни одного активного педагога. Все мероприятия, выходящие за рамки служебных обязанностей, выполняются только по приказу и под роспись. О каком осознанном отношении к жизни у детей можно говорить?
В-третьих, если от ребенка требуют осознанного желания учиться, то у кого он может этому научиться, если родители и учителя не тянутся к познаниям. Мало того, чего можно ожидать от детей, которым еще в ползунковом возрасте начинают запрещать познавать мир. Туда не ходи, это не трогай, не шуми, не задавай лишние вопросы и так далее. К тому времени, когда нужно идти в школу ребенок четко осознал на практике, что получение новых знаний опасное для жизни и не одобряемое взрослыми занятие. Однако вот тут у них начинает расходиться практический опыт о том, что лучше никуда за новыми знаниями не ходить, с тем, что ходить за ними все-таки нужно, и это место называется  школа.
Всего вышеизложенного уже достаточно для того чтобы говорить о том, что воспитание по социальным шаблонам приводит к обратному, от желаемого, результату. И такое воспитание противопоказано детям. Социальные шаблоны уже сидят в Вас, делают Вашу нервную систему зависимой от них, а ваше поведение стандартным. Мало того, такое воспитание делает людей зависимыми одних от мнения большинства, а большинство у нас находится, сами знаете где, других выводит за рамки социума, сами знаете, какими способами это достигается легче всего. Ну а единицы, которых не учитывает статистика, занимаются самовоспитанием или даже выходят за рамки такого рода программирования своей собственной нервной системы. В какой группе находиться Вам выбирать, соответственно тоже Вам, но почему Вы считаете, что вправе решать это и за своих детей?