Русская правовая мысль на пороге революции

Алексей Панищев
Русская правовая мысль на пороге революции

           Конец XIX-начало XX веков ознаменовался острой полемикой в области философии права и формированием двух ведущих подходов в исследовании правовых проблем. Первое направление представляли такие мыслители, как К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев и другие. Они рассматривали право преимущественно с юридических позиций и стремились к строгому научному объяснению права. Философы второго направления (В.С. Соловьёв, Б.А. Бердяев, И.А. Ильин) в целом исследовали право в религиозно-этическом контексте. Дуализм русской философско-правовой мысли был естественен для государства, в котором господствующие принципы христианской морали подвергались переосмыслению. Одновременно шло обращение к европейской мысли, предлагавшей научные подходы к решению правовых вопросов. Вместе с тем напряжённость полемики обозначенных направлений была тесно связана с гуманистическим характером русской философии. Русские мыслители осознавали то, что отсутствие представлений о действенных путях дальнейшего развития государства может привести к революционным потрясениям и жертвам. Тем самым мера ответственности за принятие того или иного учения о государстве, праве, религии задавала особую остроту дискуссиям относительно правовых и религиозных идей.   
            Важно учесть, что на развитие философии права в России не могли не повлиять особенности государственного устройства. Полагаем, что именно монархический характер правления в Российской империи оказал воздействие на становление правовых воззрений русских религиозных философов. Острота полемики двух направлений в философии и теории права обуславливалась атмосферой предреволюционных преобразований в России. В условиях монархического уклада политической жизни страны кардинальные преобразования в обществе могли повлечь волюнтаристские действия как со стороны сторонников реформ, так и со стороны консерваторов. Русские религиозные философы не одобряли крайних мер, поскольку последние противоречили их этическим представлениям и самой антропологической традиции русской мысли. В соответствии с представлениями русских мыслителей, построение идеального государства не может быть связано с жертвами, а весь общественный прогресс теряет всякую значимость, если за него пролита «…слезинка хотя бы одного замученного ребёнка». Мыслители исходили из следующего положения: люди, насильственно разрушившие форму государственного устройства,  тем самым нарушили свою природу, а значит, не способны представить в своём сознании совершенную государственную модель. Любой уклад государства организуется в соответствии с развитием сознания общества. Поэтому наиболее приемлемым способом совершенствования общественного организма стал поиск путей развития нравственного и правового сознания каждой личности  и общества в целом.
             Следует подчеркнуть, что обращение русской философской мысли к исследованию права является не только следствием интеграции России в культурное пространство Европы, но и стремлением выработать те способы преобразования общества, которые соответствовали бы нравственным нормам и исключали бы подавление человеческой личности. Правомерно предположить, что данная установка при выборе путей построения идеального общества предопределила складывание идеи преобразования самого человека и мира, в котором он живёт. По мнению таких русских мыслителей, как В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, для построения идеального государства, необходимо преображение самого человека, который и стал бы источником нового нравственного общественного порядка. Только в таком случае государство может способствовать раскрытию природы человека и его духовному возрастанию.

Панищев А.Л. Русская правовая мысль на пороге революции // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (М., 24-28 мая 2005): В 5 т. Т. 5. – М.: Современные тетради, 2005, с. 167-168.