Фактическая справедливость

Нансыч
Когда-то давно, еще во времена учебы в Академии Смерти, Духов сидел на лекции по безопасности и лениво водил пером по бумаге, кратко конспектируя монолог лектора. Ему было слабо понятно, какое дело работнику юридического фронта до ощущений посмертно оправданного подсудимого. Казалось бы - закрыл дело, и работа твоя на этом окончена.
"Первым чувством, испытываемым оправданным после судебной ощибки третьей степени является обычно чувство немотивированной направленной обиды..."
"Вот ерунда-то," - подумалось Духову тогда.

Воплощенное "чувство немотивированной направленной обиды" смотрело на мирового судью, явно прикидывая, на сколько кусочков его удобнее будет разобрать. В подворотне было темно, время - час перед рассветом, когда даже самые ушлые ведьмаки заливаются по уровню и уходят давить на массу. И мировой судья Юрий Духов, вжатый в мостовую тяжелой рукой несвежего мстителя, решился на отчаянную импровизацию. Точно по материалам лекции, которую внезапно вспомнил до последнего слова. 

- Слушай, - проникновенно обратился он к оседлавшему его кошмару, - Ты вообще соображаешь, что ты сейчас делаешь?

- Да, - кивнул амнистированный, - Я собираюсь тебя убить.

Он подумал и уверенно добавил:

- Сволочь.

- Так, - Юрий собрал в кулак всю свою волю и заставил дрожь в голосе уняться, - Я могу хотя бы узнать, за что?

"Ну всё. Теперь либо сразу уработает, либо разговорится. Давай вспоминать, до кого в это время суток быстрее ходят молитвы".

- Это из-за тебя я превратился вот в это! - труп для убедительности потряс перед лицом Юрия кулаком. Местами на пальцах не осталось мяса, местами - только кожи. И запах... Судью замутило.

- Э нет, - он помотал головой, стараясь дышать в сторону, - Я лишь принимал судебное решение. И, кстати, решение о твоем оправдании принимал тоже я.

- За это, - проникновенно сообщил мертвец, - Я тебя особенно ненавижу.

У судьи отлегло от сердца. Если агрессор заговорил о чувствах, значит можно выбраться. Нет, согласно завещанию и судейскому контракту, Духов в любом случае продолжил бы функционировать, что бы бывший подсудимый с ним ни сделал. Но существовать в теле, наспех сшитом из кусочков государственными некромантами... личная жизнь может собирать вещи сразу. Вместе с карьерным ростом, ведь, как говорил один знакомый палач, государственный служащий должен внушать доверие и симпатию... короче, на тот свет мировому судье не хотелось.

- Ненавидишь? - с сомнением переспросил он, - вряд ли. Скорее, тебе... как бы это сказать поточнее... до чертиков обидно. А я просто подвернулся по пути. Живой, здоровый и радостный, в то время как ты вынужден пребывать в весьма...

- Именно. И это все из-за тебя.

- Да не виноват я ни в чем! Был истец, который подал на тебя в суд, был прокурор, свидетели обвинения... Короче. Я - не тот, кто тебе нужен.

- Не важно, - в голосе покойника уже не было прежней уверенности, - Я тебя все равно убью, потому что... потому что я так решил!

- Стоп! А когда именно ты так решил? Можешь вспомнить?

Вспоминал мертвец охотно. Еще бы - с ним согласились общаться, не шарахаясь и не советуя обратиться к некрокосметологу. Редкий подарок, хотя вслух оправданный этого и не признавал. "Рано или поздно, здесь кто-нибудь да пройдет," - подумал судья, - "Из долгов, конечно, не вылезу, но долги, в отличие от смерти, штука преходящая..."

- А хрен его знает, - с энтузиазмом начал покойный, - прихожу я, значит, в себя. Вокруг темно, тесно, себя ощупываю - гадость какая-то, местами вообще одни кости... и знаешь, тут меня...

- ...такая обида взяла, - подхватил Духов, - На эту гниду, из-за которой ты тут лежишь. А она там, наверху, где-то шляется, довольная и живая.

- А я тут - лежу и разлагаюсь, мертвый и недовольный, - согласился мертвец, - И я наверх полез.

- И лицо виновника торжества ты при этом видел как наяву, так? - уточнил судья.

- Видел, - медленно проговорил оправданный, - А когда вылез... забыл. Помню только, что он там это... дышит и радуется. А я - уже никогда... скотина ты, ваша честь, вот что. Кому я теперь такой нужен?

Он оттянул пергаментную кожу на руке, выкинул обрывок и в сердцах двинул Юрию в ухо.

- Да я-то тут при чем? - возмутился тот, пытаясь вылезти из-под трупа. Труп, как ему и положено, был тяжелым и неудобным, - не я на тебя подавал, не я тебя вытаскивал. Тебе хоть объяснили, на каких условиях ты вылез? Права твои и обязанности? Нет? Ну, понятно, они никогда не объясняют. Так проще - вылезла образина, уработала первого попавшегося и - пшик! - справедливость восстановлена, закрываем дело, зарываем тело на место.

- Э-э, в смысле - зарываем? - оказывается, Духова внимательно слушали.

- Так. Слезь с меня. Отлично, - Юрий закурил. Покойник присоединился было, но выбросил сигарету, едва попробовал втянуть воздух в легкие, - Рассказываю тебе то, что ты должен был узнать, едва выкопавшись.

- Ну?

- Оградку гну... Ай! да прекрати ты, сдачи же дам. Ладно-ладно.... короче. Поскольку тебя признали невиновным по делу об убийстве уже после того как привели в действие приговор, это не амнистия. Все, что можно сделать - это... хм... уравнять счет. И ты имеешь право только на одно убийство.

- А потом?

- А потом - все. Можно закапывать обратно. Поскольку юридическая справедливость восстановлена, ты, дорогой товарищ, можешь спать спокойно.

- Какая же это справедливость? Если я не того грохну?

- Юридическая, - очень натурально поморщился Духов, - У тебя есть возможность либо добраться до виновного в твоей смерти, либо сделать другой выбор. В любом случае, когда ты увидишь виновника торжества, ты сразу его узнаешь. И это тебе тоже должны были сказать.

- Гм... - покойник замялся, - ну ты это... извини, что я тебя чуть не того.

- Да ничего, - пожал плечами Духов, - в нашей практике всякое бывает.

- Слушай, - оправданный замялся, - А кто меня воскресил? Ну, то есть, подавал иск на оправдание?

"Умник нашелся," - успел подумать судья, когда из ночных теней выступило новое действующее лицо.

- Я, - закутанная в плащ фигура качнулась по направлению к мертвецу, как будто не замечая судьи, - И я жду благодарности.

Духов счел за лучшее забиться в угол и прикинуться мохом. Колдун взмахнул посохом и резким движением набросил на свою жертву тонкую призрачную сетку. "Ну, логично," - судья лихорадочно перебирал в голове детали дела, - "Просто как блин. Оправдать кого-нибудь левого, использовать в своих целях... главное, всем все ясно - и никто ничего не может сделать. Отличный ход... был бы... если бы не свидетель... какая жалость, в лице имено меня. Ну, господин госслужащий, если хочешь жить - шевелись!"

Колдун тем временем бодро и деловито опечатывал покойника - разве что не напевал себе под нос, как они сейчас пойдут в лабораторию узнавать, кто у нас нынче жертва. Это занятие так увлекло его, что он не заметил ни карающей руки правосудия, ни зажатого в ней куска арматуры. Освобожденный от заклятия шустро свернул шею своему пленителю. И... ничего не произошло.

- А-аа... ээ.. а как же? - он растерянно посмотрел на судью, - я же должен был... этого...

- Должен, - кивнул Духов и снова нервно закурил. Покойник сморщился, - но не в этом случае. За самооборону у нас ничего не полагается, а это была самооборона в чистом виде. Причем ты отнял ровно то, что собирались отнять у тебя - ведь если бы ты убил того, на кого указал бы колдун, ты бы тоже умер, так?

- Угу.

- Значит, он покушался на твое функционирование. И эта смерть для твоего дела - не в счет. Ну давай хоть посмотрим, кому сегодня не повезло... Эй, ты чего?

- Вот он, - по выражению лица оправданного можно было точно сказать, что за "он" скрывался под капюшоном, - Вот он, с-скотина.

- А-аа. Ну, значит, повезло тебе два раза, - Духов пожал плечами, - Но каково - сперва осудить, потом оправдать, чтобы использовать для убийства! Нет бы просто зомбя поднять... Эти ребята не зря славятся умением увешивать свои злодеяния рюшечками. Ты, кстати, если без протокола... виновен или нет?

- Я-то? - покойник замялся, - ну, вообще-то, виновен. А кто это был-то? Если без протокола?

- В общем-то, вот этого же деятеля прислуга. Так что и тобой и им... как бы это повежливее сказать... сделали ход, как я понимаю.

- Но споткнулись об тебя, ваша честь, - довольно заржал покойник. Духов подумал и присоединился.

- Да, меня они не учли. Так... С твоей самообороной я на работе морочиться не готов, поэтому. Покопайся-ка по его карманам. Будем делать убийство с целью ограбления. Что найдешь - все твое. Потрать на некрокосметолога... тихо, тихо. Не дерись. Я серьезно. Государственный работник должен внушать доверие и симпатию, а мне давно ассистент нужен.

- А я-то тебе на кой сдался? - не понял труп.

- Не люблю упускать обычных людей с хорошей удачей, - ответил мировой судья, достал сигарету и принялся вертеть ее в пальцах, - В нашей работе она даже важнее светлой головы. А фактическая справедливость — только тс-сс! - часто важнее юридической. Ну как, согласен?

- Нет, - покачал головой покойник и свернул Духову шею.

"Хлопотно это," - пронеслось в угасающем по второму разу сознании.