Ёлочка в подарок

Элис Домогарова
ИСТОРИИ МОЕЙ ПРАБАБУШКИ. Ёлочка в подарок

Я подолгу сидела на широком столе-подоконнике на кухне, у окна, выходившем во двор, и разглядывала мир. Тогда я была единственным ребенком в семье, друзей во дворе у меня еще не было, я гуляла  одна под присмотром бабушки из домашних окон. Моими собеседниками на прогулках были песочница, кусты и деревья, которые покрывались весной зелеными листьями, желтели и опадали к осени, железная горка, снеговик и, конечно же, небо. Оно всегда было такое разное, то в легких с просинью облаках, то в каплях дождя, в нем жили луна, ветер и солнце, а ночью оно было черное и блестело звездами. Я придумывала сама себе беседы со своими «друзьями» на долгих прогулках во дворе нашего старинного дома. Но были вопросы, которые все же требовали разрешения.
Я обращалась со своими детскими вопросами к Марии Федоровне, мама и папа были заняты, а я в детстве часто болела. Так что моими беседами с бабушкой никто не руководил. Все мне хотелось узнать у нее, она была для меня главным источником знаний о мире. «Что такое звезды? Что такое небо и кто на нем живет, откуда приходят месяц и солнце?» Бабушка отвечала: «На небесах живет Господь со святыми, ангелами и херувимами».
Постепенно наступила зима, и дома нарядили мою первую на памяти ёлку.
Наверное, страна, где живут новогодние ёлки, действительно существует, иначе, как объяснить ту волшебную праздничную связь между каждой новой зеленой прихожанкой, которая появляется зимой в твоей квартире? Откуда повелся этот обычай, история умалчивает, но вот есть еще одна зимняя история, которая произошла в глубокой древности. Называется она Рождество. Я слышала про такой праздник, существовавший еще в старинные времена. Почти в канун Нового года все дети собирались вместе, наряжалась ёлочка, дети водили хороводы, поедали угощения и находили под ёлкой подарки. Но я не знала, почему так происходит, пока мне в глаз не попала ёлочная иголка.
Когда приблизился Новый год, и в доме появилась нарядная ёлочка, я устроилась на диване у самых ветвей, так что мне было видно ее всю до верхушки, можно было дотянуться до конфет на нитках и долго разглядывать игрушки, блестящие снежинки и мишуру. Зеленые иголки иногда осыпались на желтый паркетный пол. Однажды я засмотрелась, и одна из них попала мне в глаз. Я испугалась, что взрослые меня накажут. Глаз раскраснелся и болел, но это не могло остановить меня от долгого сидения под ёлкой, когда постепенно ощущение чудес охватывало полностью, и я забывала, где нахожусь, словно попадала в сказку.
В тот вечер я никому не сказала ни слова про разболевшийся глаз, и легла пораньше спать. Проснулась я в своей комнате в самую полночь, было темно и страшно, но под дверью блестела яркая полоска света. Вдруг послышался звериный рев. Он доносился оттуда, где горел свет в гостиной. Я поднялась с кровати и осторожно выглянула за дверь моей спальни. И вот чудеса, вместо привычной обстановки я увидела деревянный дом под высокой елью. В доме горели свечи, над люлькой с младенцем склонились мужчина и женщина, а вокруг в сене лежали телята и овечки. У ёлки сидели медведи. Их рев я и услышала. Как же я испугалась! Куда бежать, что случилось? Мне было еще очень мало лет, и я громко расплакалась. Но тут меня на руки подхватила моя прабабушка Мария. "Почему ты так испугалась," - спросила она меня, качая и успокаивая.
Я посмотрела вокруг и поняла, что все еще нахожусь в гостиной и этот домик под елкой, младенец в люльке и даже рычащий медведь - игрушечные. А вокруг лежало повсюду полно сладостей. "Мне показалось, я попала в волшебную страну", - ответила я, немного успокаиваясь, - в которой нет никого-никого, я одна в лесу и вижу этот дом вдалеке".
Бабушка рассмеялась. "Этот пряничный домик - ясли, - пояснила она, - в них младенец Христос со своими родителями и животными вокруг. А это ель, под которой они спрятались от всех. И все животные и колдуны-волхвы приносили им свои дары, кто что мог, чтобы младенец не чувствовал себя покинутым и одиноким в этом краю. Так и пошел обычай дарить подарки детям на Рождество".
А ведь я думала, это новогодний праздник, когда дома украшают ёлочку, дарят подарки и угощения. С тех пор в моей комнате поселился тот самый медвежонок из-под рождественской ёлки. Он был с меня ростом, мог рычать, и из его красной пасти высовывался язык. Я считала, что он колдун и умеет превращаться в волхва, того самого, что приходил дарить подарки младенцу Христу, а на Новый год кладет мне подарки под ёлочку. Потом я узнала, что это, на самом деле, Дед Мороз дарит подарки и исполняет чудеса. А кто такой Дед Мороз, бабушка рассказала мне на Новый год.
Небольшого роста, с необыкновенно добродушным выражением лица и ласковым голосом, Мария Федоровна в своей темной ситцевой юбке и беленькой с вышивкой кофте, становилась мне все более симпатична. Она лечила меня таинственными сладкими настойками при кашле, вела со мной беседы, и учила меня.
О Новом годе и Рождестве ты можешь спросить свою бабушку, и она тебе обязательно расскажет.