Трон Белого царя и Дмитрий Медведев

Анатолий Обросков
Президенту Дмитрию Медведеву, прибывшему сегодня в Бурятию, местные буддистские священнослужители приготовили незаурядную церемонию. Ламы планируют признать главу государства воплощением одного из самых почитаемых божеств буддийского пантеона – Белой Тары – и провести перед ним обряд простирания.

Дмитрий Медведев стал первым действующим главой РФ, ступившим на бурятскую землю. В рамках однодневного пребывания в Улан-Удэ запланированы посещения двух градообразующих предприятий – авиационного и локомотиво-вагоноремонтного заводов – и совещание по проблемам развития Восточной Сибири и Забайкалья. Но самое необычное событие ожидается во время визита президента в Иволгинский дацан – старейший буддийский монастырь страны, резиденцию главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Ламы готовятся признать Дмитрия Медведева воплощением Белой Тары и приготовили к приезду президента не проводившуюся более века церемонию простирания, в ходе которой лама полностью распластывается на земле перед воплощением божества. Как сообщил журналистам настоятель Иволгинского дацана Дагба Очиров, лучшими мастерами Бурятии изготовлен трон «Белого царя» – воплощения Белой Тары на земле, – на который ламы собираются с почестями усадить главу государства.

«Того, кто восседает на царском троне в России, мы, буддисты, всегда почитали как воплощение Белой Тары», – говорит лама Дагба Очиров. Белая Тара обычно изображается восседающей в позе лотоса на лотосовом троне с распустившимся лотосом в руке. У нее семь глаз: пара обыкновенных, глаз мудрости во лбу, а также – по глазу на ладонях и ступнях.

Церемония появилась в годы правления Екатерины II. В 1764 году императрица признала буддизм одной из государственных религий России и учредила пост Пандито хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Со своей стороны, буддийское духовенство объявило Екатерину II воплощением Белой Тары на земле, а первый хамбо-лама Дамба Доржи Заяев на аудиенции поклонился ей в ноги, как божеству. С тех пор все хамбо-ламы приносили специальную присягу на верность «Белому царю», а при личной встрече с императорами простирались перед ними. Традиция прервалась в первые годы советской власти, когда были репрессированы тысячи лам и разрушено большинство буддийских храмов.

О готовности возродить обряд простирания перед «Белым царем» нынешний Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев заговорил в преддверии проходившей этой весной в Санкт-Петербурге декады буддийской культуры. Верующие и духовенство рассчитывали, что Дмитрий Медведев посетит в те дни расположенный в Северной столице дацан и примет участие в освящении мозаичного изображения Белой Тары. Но тогда президент не приехал.

Теперь ламы намерены наверстать упущенное. Подробности церемонии посвящения Дмитрия Медведева в сакральный сан они не разглашают, однако известно, что для церемонии нужно будет согласие самого президента. Ожидаемым ритуалом заинтригованы не только верующие, но и светское общество Бурятии, которое связывает с визитом главы государства в республику сугубо практические надежды. «Если подобный обряд совершится, то это может способствовать возникновению особых отношений между федеральным Центром и республикой, – считает политолог Николай Будуев. – Ни в одном регионе современной России ничего подобного не было. Да и то, что в буддийскую Монголию для участия в юбилейных мероприятиях по случаю 70-летия победы на реке Халхин-Гол Дмитрий Медведев может приехать из Бурятии во вновь обретенном, пусть и необычном статусе, тоже неплохо».

Вопрос, уместно ли проецировать на выборного главу государства систему отношений, некогда существовавшую между буддистами и династическими правителями России, Николай Будуев считает надуманным. «Речь идет о буддийской традиции почтительного отношения к власти, которая, согласно большинству вероучений, дается от Бога. А через выборы или престолонаследие – не важно. Советскую власть буддисты и представители других конфессий считали безбожной за гонения на духовенство. Сейчас ситуация изменилась, и планируемый обряд – добрая воля самих буддистов, обусловленная их духовной практикой», – говорит политолог.

Согласится ли Дмитрий Медведев стать воплощением семиглазой буддийской богини и занять трон «Белого царя», станет известно сегодня.

Сергей Березин
Независимая газета

Медведев посетил Иволгинский дацан в Бурятии, буддийские ламы устроили президенту РФ чаепитие
24 августа 2009 | Версия для печати
Президент России Дмитрий Медведев начал рабочую поездку в Бурятию с посещения Иволгинского дацана - крупнейшего буддийского монастыря, расположенного в селе Верхняя Иволга.

Монахи встречали главу государства, выстроившись от ворот монастыря до главного храма Цокчен. В знак уважения к гостю каждый из них держал в руках хадак - большой голубой или белый шелковый шарф. Такой же белый хадак вручили и Д.Медведеву.

В сопровождении Пандито Хамбо ламы (этот титул означает "ученый первосвященник") Дамбы Аюшева президент РФ осмотрел главный дуган (храм) монастыря Цокчен, а затем посетил дворец Пандито Хамбо ламы XII Даши Доржо Итигэлова. После этого в чайной комнате у Д.Медведева состоялось чаепитие с буддийскими ламами.

По окончании чаепития президент сфотографировался со всеми монахами на центральной площади монастыря.

Во время беседы с ламой президент подчеркнул, что "российские буддисты много делают для укрепления межнационального диалога и общественного согласия".

Президент напомнил, что в России сегодня зарегистрированы 203 буддийские организации. "Современная буддийская община в России переживает духовное возрождение. Древние монастыри восстанавливаются, строятся новые. Благодаря кропотливой работе лам возрождаются забытые традиции буддизма, издается литература", - добавил Д.Медведев.

Д.Медведев подчеркнул, что как глава многонационального государства придает большое значение межконфессиональному согласию в стране. "Как глава межнационального государства я посещаю и православные храмы, и мечети, теперь побывал в святом месте для буддистов нашей страны", - сказал президент.

Он назвал Иволгинский дацан "уникальным местом, откуда начал возрождать российский буддизм после многих десятилетий гонений, которым подвергались церкви, в том числе и буддистская".

Д.Медведев отметил, что Иволгинский дацан сегодня - "это крупнейший образовательный центр российского буддизма".

"Россия в этом плане - особое государство, единственное в Европе, где буддизм признан традиционной религией", - подчеркнул Д.Медведев. По его словам, древние вероучения буддистов повлияли на самосознание, традиции, обычаи народов тех регионов страны, где проповедуется буддизм.

"Самобытная буддийская культура сегодня - это неотъемлемая и очень существенная часть общероссийской истории и культуры", - сказал Д.Медведев.

Иволгинский дацан (село верхняя Иволга, Бурятия) является главным дацаном крупнейшей буддийской централизованной религиозной организации России - Буддийской традиционной Сангхи. Он представляет собой монастырский комплекс - памятник истории и архитектуры, один из важнейший буддийских религиозных центров. В Иволгинском дацане находится резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева.

Решение об открытии дацана по просьбе бурятских лам было принято советским руководством в 1945 году. В 1946 году здесь начались первые богослужения. В том же году на базе дацана было создано Центральное духовное управление буддистов СССР.

В настоящее время в монастырский комплекс входит главный храм Цокчен дуган и несколько построенных позже храмов, а также дворец верховного ламы, библиотека, гостиница, музей памятников буддийского искусства.

В 1991 году при дацане создан буддийский университет, где в настоящее время обучаются около ста студентов на четырех факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. В институте преподают бурятские, тибетские и монгольские ламы.

Главной святыней Иволгинского дацана является нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Д.Итигэлова. Согласно верованиям буддистов, Д.Итигэлов в 1927 году в возрасте 75 лет "ушел в нирвану", был помещен в позе лотоса в саркофаг и оставлен в захоронении в Иволгинском районе. Через 75 лет, в сентябре 2002 года, в соответствии с его завещанием саркофаг в присутствии светских лиц был вскрыт и нетленное тело перенесли в Иволгинский дацан. С этого времени в дни больших праздников (семь раз в год) для верующих организуется доступ к святыне.

Еще одной святыней Иволгинского дацана является священное для буддистов дерево "бодхи". Считается, что именно под таким деревом Будда достиг полного Просветления. 30 лет назад это дерево было вывезено из Индии.

Иволгинский дацан ежедневно открыт для посещения. Каждый храм в монастыре имеет свое собственное расписание.

http://savetibet.ru/2009/08/24/medvedev.html