Купола

Виталий Иванов
«Купола». Комментарии к стихотворению
http://www.stihi.ru/2002/01/04-769
---------------------------------------------------------
Купола кругом, купола!..
Я опять не окончил страницу.
Это осень меня позвала,
Опустив золотые ресницы.

Старый город – как сказочный сад!
Только рвусь я в полёт, словно птица…
Там, где мягко шуршит листопад,
Сердце в небо - летит и кружится!

В самом дальнем и светлом краю,
В самой юной и праздничной роще
Я весёлую песню спою,
Стану чище, прозрачней и проще.

Будут жёлтые листья лететь,
Выходить будут из лесу лоси…
Куполам над Россией - гореть,
Перезвонами - разноголосить!

Драгоценный подарен мне клад.
Мне ночами от счастья – не спится…
Это осень меня позвала,
Опустив золотые ресницы.
------------------------

Полностью с Вами согласен насчет вредоносности слов-паразитов. Стараюсь от них избавляться. И «я»-кать - тоже пытаюсь поменьше…
Однако в лирических стихах, на мой взгляд, все-таки без ясно выраженного авторского «я» стихи обезличиваются и теряют самое главное. Тут нужна мера. Вообще без «я» не обойтись. Три «я» в пяти четверостишиях – немного, по-моему.
У вас получилось интересное стихотворение. Но оно – не мое и, увы, вышло именно обезличенным. Это, конечно, опять-таки, – на мой взгляд.
Насчет вариантов… Стих написан в 1977-ом году, сложился сразу же целиком. Но! Сколько раз я его переделывал – не сосчитать. В результате нашлось несколько удачных изменений, остановился на них на данный момент. В частности строки «Куполам над Россией – гореть, перезвонами – разноголосить!..» были совершенно другие, прямого упоминания России не было вовсе. Считаю это удачей.
Первую строку менял многократно. Думаю, было более 100 вариантов. Стихотворение, кстати, не один раз публиковалось, все время  с различными вариантами… Но здесь, в конце концов, я вернулся к исходной строчке – «Купола кругом, купола!..» Именно она наиболее полно отражает мой внутренний мир в рамках этого конкретного стихотворения, как живого организма, единого целого.
Очень часто в процессе редактирования теряется что-то самое главное, фиксирующее картинку души. В результате из фотографии души автора, пускай и непрофессиональной, но ухватившей живое, получается нечто подретушированное, отвлеченное, обобщенное и искусственное.
С другой стороны, редактирование, безусловно, необходимо. Здесь нет сомнений.  Однако, когда непосредственный канал связи с внутренним миром потерян, ТО состояние души ушло в прошлое, как трудно найти недостающие верные строки, слова! Не технически правильные – это как раз вовсе не тяжело, и верно Вы говорите, вариантов может быть масса – а те единственные, истинные, передающие именно тот внутренний мир, запечатлением которого и является данное стихотворение. Иногда годы уходят, чтобы найти одну недостающую, не проявленную сразу, незафиксированную при открытом канале связи строчку стихотворения. Или даже слово одно!
Но это делать необходимо. И я это делаю всю свою жизнь. Особенно упорно и систематически - последние годы, что можно проследить по множеству вариантов, исправлений стихов на сайтах. Или сравнивая тексты с книжными вариантами 5-ти летней давности. Работа эта, думаю, будет продолжаться, как говорится, до последних дней моей жизни.
Несколько замечаний к Вашему тексту. Можно?
«Осень листьев листает страницы…» - красивая строчка! Но вместе 4 строки, в целом строфа выходят искусственными. «Купола»… потом – «осень листает страницы»… и тут же – «меня позвала, опустив золотые ресницы…» Не складывается. То листает, то позвала… Не создается цельного ощущения, не увлекает.
«отпущенной птицей» - при прочтении «т» может теряться и тогда звучит как «опущенной». Это снижает романтику, отвлекает на постороннюю ассоциацию, здесь неуместную совершенно. Потом… Сердце кружится не вместе с листьями, не только вместе, а летит - в небо, выше, в купола!.. Т.е. у Вас совершенно другой смысл.
Кроме этого, лучше не делать смысловых разрывов между строками. В строфе смысл третьей строки вклинивается между второй и четвертой, теряется нить…
«Звенит златогласая» - Не знаю… по-моему искусственное сочетание.
«колоколенки» - в стихах лучше не употреблять уменьшительно-ласкательных значений слов. Это общее правило. И конкретно в этом стихотворении «колоколенки» - выпадают. Получается существенное снижение… уровня… пафоса? Даже не знаю что подобрать. Думаю, Вы поймете.
Последнее четверостишие. Тоже совсем не мое, совершенно другой смысл. Осень – МЕНЯ позвала, а не «в омут любви». «Омут» - не конкретно, отвлеченно, теряется опять-таки лирическая глубина – именно за счет потери авторского «я», кстати!
Благодарю Вас за добрые слова, пожелания, конкретные рекомендации. Для меня это исключительно важно! Постановочно, теоретически я во многом с Вами согласен. Но конкретные стихи всегда – авторские, за автора никто не напишет, даже самый лучший редактор. Редактор указывает на слабые на его взгляд места, за это – спасибо. Всегда! Но решение остается за автором. «Поэт себе – сам высший судия!» Иного не может быть, иначе поэзия прекратится. 
Как, кстати, и получалось в недавние «застойные времена»… Слава богу, они ушли в прошлое! Здесь я имею в виду только ограничения свободы слова, которых не должно быть, иначе творчество умирает.
Судьбу стихов должен решать не редактор, а в целом народ, читатели. Которые в результате и отбраковывают или увековечивают стихи – прошедшие через редактора или же не прошедшие.

Еще раз большое спасибо за внимательнейший разбор!
Безусловно, во многом Вы правы и, прежде всего, - в необходимости авторской к себе требовательности и бескомпромиссности с самим собою наедине.
Именно поэтому я и не бросаюсь немедленно исправлять каждую строчку по предложению рецензента, а внимательнейшим образом рассматриваю все замечания и держу в голове множество вариантов.
Перечитаю еще ни один раз Ваши комментарии, подумаю не спеша… И, наверное, что-то опять поправлю. Творческим процессом трудно руководить… даже самому автору. 
Насчет лосей… Конечно, если пропустить одну строфу
«В самом дальнем и светлом краю,
В самой юной и праздничной роще
Я веселую песню спою,
Стану чище, прозрачней и проще.» -
становится не понятно. Именно там, в роще –
«Будут желтые листья лететь,
Выходить будут из лесу лоси…»
И
«Куполам над Россией - гореть,
Перезвонами - разноголосить!»
Это некая мечта, оформленная несколькими мазками… Несколькими!
Конечно, не «куполам … разноголосить», а  «Куполам …перезвонами – разноголосить…»
Есть тут небольшая неточность. Но ведь и не колоколенки разноголосят, а колокола.
Мне кажется, все-таки существующий вариант допустим. Все связки подразумеваются и читателю русскому очевидны. Самые простые ассоциативные связи, на которых вообще держатся представления. Если в стихах говорить более точно или подробно, получается банальность, не остается пространства для работы читательского сознания.
И еще хочется уточнить. Здесь «разноголосят» не только купола колоколенок, но и купол неба, и золотые купола деревьев осенних, и много-много куполов других, раскрывающихся, видимых и невидимых, материальных и, возможно, духовных… Поэтому, я не хочу уточнять, ограничиваясь церковными. Первая строчка стиха – об этом: «Купола кругом, купола!..» Дальше – развитие.
Надеюсь, и Вы поймете меня и не обидетесь. Если люди видят немного по-разному, это - здорово! Говорит о неодинаковости, особенности каждого и неповторимости.

Сентябрь - лучшее время осени. Прощальная красота, неожиданная и смелая…
В прозрачном золоте листьев есть что-то аристократическое и божественное от золота храмов, дворцов… Или наоборот, золото куполов - от чистой, не ищущей уже ничего мирского красоты осени.

То, что золото – презренный металл, согласен. И, конечно же, в лирических стихах не может быть ничего металлического.
Очень много пришлось выбросить «золота» еще в юношеские годы, занимаясь в ЛитО.
Однако есть ведь и духовное золото куполов православных церквей, и прозрачное, невесомое золото осени… Которого не продать, не купить… Невозможно выбросить… Лишь - подарить.
Как же обойтись стихотворению без «опущенных золотых ресниц»? Сердцу – без золотых куполов?

Не скрою, автору приятны такие оценки. Хотя между красотой и красивостью – грань тонка! Может быть, в стихах даже – особенно. Одно неверное слово, даже союз или же междометие, все что угодно и некий неуловимый баланс поэзии, техники, чувства и мысли, энергии вдруг исчезает.
Стихотворение написано в 1977-ом году. Много лет валялось в черновиках. Увы! Вместе с другими… Только относительно недавно, в конце девяностых я стал разбирать свой архив, упорно и систематически редактировать. Было много вариантов и у этого стихотворения, в том числе и опубликованных вариантов в моих книгах, сборниках, альманахах… Нахожу данный вариант лучшим.
Конкретно по указанному месту… На мой авторский взгляд, вторая строка здесь во всех отношениях усиливает первую. И именно двойное «мне» способствует этому, подчеркивает не отвлеченное, а именно живое, авторское «я», личное отношение, «делает» лирику. Если же ставить «И ночами…», получается явное снижение энергетики.
Ну, я так чувствую, однозначно! Понятно, бесполезно стихи объяснять. Но техническую сторону, конечно же, разбирать нужно. Спасибо за замечание! Всегда исключительно благодарен за конкретику. Но, думаю, да ты и сам сказал, что здесь, в общем-то, очевидных нет нарушений, и дело вкуса и авторской интонации. Которая, естественно, у всех нас – разная! Поэтому и по-разному приемлемые варианты…

По сути, содержанию, Вы правы, наверное… Стих, действительно о России – о золотой. С золотыми ресницами куполов. И логично было бы закончить разноголосами перезвонов. Но… просто механически переставить четверостишия явно тут не достаточно. Мешает хотя бы повторение в двух четверостишиях рифм «-ится, -ицы». Это сбивает всю музыку! Ну, и по смыслу… Улучшая одно, теряется что-то другое. Обрамление стиша двумя сильными строками (… опустив золотые ресницы…) тоже имеет несомненные плюсы. Повторение же их в первой и третьей строфе неоправданны.
В общем, я настолько привык уже к этому варианту – а сколько их было! – что сходу, конечно, не готов править. Но совершенству предела нет, как известно, подумаю. Спасибо за высокую оценку и конкретное замечание!

Поэзия такая штука, что разная и вся не может всем нравиться. У каждого свой взгляд, и это абсолютно нормально. Поэтическое мы воспринимаем по-разному, случаются и полные несовпадения. Это не означает, что кто-то не прав, просто мы оказались по разные стороны… скажем, Луны, и один видит ее темную сторону, другой светлую. Так и с осенью…
У меня разные стихи об осени, завтра еще выставлю. Может, что-то понравится… Буду рад.
Спасибо за искренность.
Да, и осень эта, действительно, не совсем настоящая – бабье лето.