ШМАС

Владимир Флеккель
                ШМАС

     Московская школа младших авиационных специалистов, куда я попал после расформирования части в Норильске и в которой потом прослужил пять лет, говоря языком одесситов, была «чего-то особенного».
     Детище Главкома ПВО страны, нежно им любимое и оберегаемое от всех происков местных властей, давно косящихся на зеленый оазис, обнесенный забором в самой Москве метрах в семистах от метро, представляло собой большую хорошо ухоженную территорию с добротными трехэтажными домами и развитой, как сейчас принято говорить, инфраструктурой.
     Здесь в течение нескольких месяцев обучали солдат профессии авиационного механика, специалиста по аэродромному обслуживанию авиационной техники.
     Командовал этим учебным заведением человек жесткий и грубый, если не сказать, хамоватый, тихо презиравший всех, кто стоял ниже его на служебной лестнице и подобострастно гнувшийся перед сильными мира сего. Вероятно, в этом и состоял «секрет» его служебной карьеры. Опыт длительного пребывания в столичных армейских кулуарах позволял ему безошибочно определять, когда пролаять, а когда лизнуть. Внешне он выглядел вполне импозантно в хорошо сшитом у дорогого портного мундире и фуражке, фасон которой только через 20 лет нашел широкое распространение в Армии и милиции, с полями такого размера, на которые спокойно мог совершить посадку вертолет. Об уровне его интеллекта можно судить по крылатой фразе, однажды им произнесенной: «Что вы, как пять пальцев, все в растопырку. Надо сожматься!». Но, справедливости ради, надо сказать, что Большой Театр он посещал, это я знаю точно.
     Кроме основного предназначения, с которым школа справлялась довольно успешно за счет добросовестной работы преподавателей, у нее было еще несколько сфер деятельности, о которых было не принято распространяться.
Каждое утро к воротам части подкатывались автобусы и наши солдатики во главе с офицером отправлялись выполнять служебные задания в различные организации и частные дома, а вечером возвращались в казарму, таким оригинальным способом закрепляя пройденный учебный материал.
     Я сейчас не помню точно, кто у кого был шефом – Дворец Спорта в Лужниках у нас, или мы у него. Но это роли не играет. Наши курсанты отправлялись туда и за одну ночь превращали зрительный зал Дворца в ледовую арену, а через несколько дней трансформировали ее в баскетбольную, или какую-нибудь иную спортивную площадку, чтобы еще через несколько дней вернуть зрительный зал на место. За такую шефскую помощь наш командир получал бесплатные пропуска в ложу «А», что находится сразу за спинами хоккеистов и чуть ниже ложи самого Леонида Ильича.
     Офицерам школы тоже доставались пропуска и недорогие билеты после тщательной их селекции командиром и его заместителями. Но поскольку солдат «в ночное» сопровождал офицер, то, естественно, он возвращался тоже с пропусками, и мы часто сталкивались со своим командиром в этой самой ложе «А» к его вящему неудовольствию. Цитирую его слова: «Всяким Сявкиным-Малявкиным нечего делать в этом секторе стадиона!».
     Производство всякого рода поделок, украшавших письменные столы и кабинеты вышестоящего руководства – это следующая сфера «трудовой деятельности» военной авиатехнической школы. Макеты самолетов различных типов и грозно стартующих ввысь ракет из металла и оргстекла на полированных деревянных подставках уходили за ворота части с регулярностью налаженного производства.
     Заказы самого Главкома выполнялись специальным умельцем с особой тщательностью. Будучи заядлым рыбаком, он заказал однажды такую шкатулку, в которой можно было бы хранить мелкие рыболовные принадлежности (блесны, крючки, грузила и т.п.). Мне посчастливилось увидеть ее в почти готовом состоянии, представляющую собой чудо столярного мастерства, раскладывающуюся гармошкой в разные стороны, с десятками ящичков различной формы. Уверен, вывести ее за границу не удастся, поскольку таможня не даст «добро», приравняв к национальному достоянию.
     Вершиной «боевого» предназначения нашей школы было наличие в штате человека, род занятий которого не смог бы отгадать никто ни с трех, ни с десяти раз, даю голову на отсечение. Это был…. ювелир! Правда, здорово? На территории военного объекта, вдали от всех контролирующих и присматривающих органов, спокойная работа с драгоценными металлами и камушками. А за окном его мастерской можно было наблюдать, как солдатики ломают баскетбольную площадку, чтобы на ее месте вырыть пруд для пары черных лебедей. Очень романтично!
     Иногда деяния нашего командира доходили до абсурда и заканчивались курьезом. Как-то он решил исправить несправедливость, заключающуюся в том, что ему приходится ждать в машине перед воротами школы, когда дневальный подойдет и откроет их. Он целых 10 секунд ждет какого-то Сявкина! Был приказано оборудовать ворота автоматическим открытием, причем, чтобы один пульт радиоуправления воротами находился в машине, дабы шофер, находясь в зоне видимости ворот, мог на ходу открыть их.
     Эту сложную работу выполнял один из знающих и толковых офицеров, который, как и все остальные, был переполнен взаимной и нежной «любовью» к своему командиру. Он сделал так, что это устройство периодически самостоятельно переключалось на частоту, где пилоты рейсовых самолетов, заходящие над нашей частью на посадку в одном из аэродромов Москвы, переговаривались с вышкой. Устройство, управляющее бустерами, снятыми с истребителей, тут же откликалось на сигнал с самолета и открывало ворота. Да пару раз ворота почему-то сами перед носом командирской машины стали закрываться. Но это такие пустяки, главное-то было достигнуто - командир ни секунды не задерживался у презренных ворот.
     Однажды утром, когда на территории школы проходила выставка современного вооружения войск ПВО, ворота начали открываться. Дневальный-узбек выскочил приветствовать черную "Волгу" командира, после чего отправился в будку допивать свой чай. Но через несколько минут вновь был вынужден прервать священнодействие и бежать приветствовать эту  же машину. Она подрулила к штабу, из салона вальяжно вышел командир, принял рапорт дежурного по части, что все в порядке и никаких происшествий за время командирского отсутствия не произошло, после чего отправился на территорию выставки, еще раз хозяйским оком все осмотреть.   
     Очень высокое начальство обещало прибыть вскорости. Велико же было его удивление, когда среди военных экспонатов он обнаружил свободно ходящего и что-то записывающего… военного атташе Канады, перед машиной которого гостеприимно распахнулись ворота нашей части.
     А в это время в будке дневальный-узбек, попивая из пиалушки свой чай, прокручивал в своей головке события сегодняшнего утра: «Странно, командир два раза заезжал, а ни разу не выезжал. Может это был не командир? Тогда кто? Ох уж эти русские, все они на одно лицо».