Совесть

Олег Вороной
СОВЕСТЬ
( Л.И.Х. посвящается)
- Никогда в жизни меня совесть не мучила. Мать – Царствие ей Небесное, - за меня сильно боялась. Думала, что по тюрьмам пойду. Но обошлось. До крайностей не доходило. Жил, конечно, как попало. Сто мест поменял, сто работ перепробовал. И с геологами ходил и с археологами копал, и морячил, и рыбачил, и строил, и скважины бурил, и золото мыл, и охотился – много перепробовал, много где побывал, много чего повидал. Много и водки выпил, - а что? – здоровье позволяло. Это сейчас уже старею, остепенился. Пятый год на одном месте – когда такое было? Тайга, Тайга-Матушка всё сильнее тянет. Хорошо в лесу, покойно. Люди давно надоели, шум, суета – это не для меня. Лес валю. Интересно. Попробуй, свали дерево, чтоб оно упало не туда, куда упадёт, а куда Мне надо. Тут и глазомер и сила нужны. Правильно запил сделать. И пилить, чтоб пилу не зажало. Всё оно просто только со стороны. А сам поди, попробуй. Да когда дерево падать начнёт, уйти надо успеть на безопасное расстояние. А то, бывало, мужики не успевали и гибли. Опасное дело. Зато как ухнет лесина в снег – прямо салют победы, аж сопки загудят.
Нравится мне это дело. Хотя, конечно, леса всё меньше остаётся, всё труднее его брать. Но на мой век хватит. А там, глядишь, люди вообще перестанут пилить дикий лес и будут пилить только посаженный. Хотя здесь, в Приморье, лес сам быстро восстанавливается. Главное, чтобы пожаров не было.
Так вот, насчёт совести. Появилась она у меня! От… тигрицы. И тигрёнка. Вот как на человека зверюга влияет! Потому что – непростой это зверь. И красоты необыкновенной и ума. Это я, как бывший охотник-профессионал, говорю.
В позапрошлый год валил я лес в Можайском ключе. А там кедрачи, кабана много. Охотился частенько. Вот и нарвался как-то раз на тигрицу с тигрятами. Нос к носу столкнулся.  Ветер был сильный. А какая работа при ветре? При ветре валить деревья нельзя. Вот и получился выходной день. Иду по волоку, по сторонам приглядываюсь. Двустволка наготове: вдруг кабан выскочит. Выскочил. Тигрёнок. Я сразу и не понял кто это. Показалось – барсучок на меня бежит. Потом смотрю, что барсучок какой-то не такой. Ёлы-палы! Тигрёнок! А я чуть уже не выстрелил – барсучатина о-очень полезная, особенно барсучий жир. Вот бежит на меня тигрёнок, уже метров двадцать до него, деревья вокруг шумят, качаются, а я стою, держу его на мушке и думаю: а где тигрица? Только подумал, а она ка-ак выпрыгнет на волок, встала перед тигрёнком, да ка-ак рявкнет!
Испугался я очень. Не помню как на дереве оказался. И ружьё в руках. Порычала тигрица, постояла, повернулась уже уходить. И что на меня нашло?! Взял, да и стрельнул в тигрицу. И страха уже не было. Остервенение какое-то вышло: раз ты меня, Человека, напугала, на дерево загнала, то - на тебе, получай.
Попал прямо в сердце. Лежит тигрица, дергается в конвульсиях, а рядом два тигрёнка друг к дружке жмутся - перед выстрелом второй тигрёнок подбежал. Слез с дерева, пошёл к бараку, товарищам рассказал. Решили закопать, как говорится «от греха подальше». Закопали. А куда её? Шкуру продать очень непросто: перед этим милиционера поймали со шкурой тигрёнка, судили. Охотинспекции туда-сюда шастают. Да и попробуй, выделай её, шкуру до товарного вида, чтобы никто не узнал. Нет, очень сейчас это не просто и рискованно.
Через пару дней утром выхожу из барака – собачка залаяла, глядь, - сидят два тигрёнка возле трелёвщика. Глаза голодные. И тут у меня в сердце что-то ворохнулось. Как цыплёнок  зашевелился и клювом изнутри в скорлупу упёрся. Так жалко стало тигрят. Пошёл в барак, достал из ведра мясо, что для борща приготовили, разрезал на куски и пошёл к тигрятам. Сидят, друг к дружке жмутся, на меня голодными глазами смотрят. Бросил кусок. Сразу насторожились, закрутили носами. Но сидят – боятся. Побросал остальное мясо, отошёл подальше и наблюдаю, как они урчат, толкаются и давятся от жадности. Оголодали.
Ну вот, стали тигрят подкармливать. Товарищи сразу злились на меня: мол самим мяса мало. А потом смирились.
Так всю осень и кормили. Иногда тигрята по нескольку дней не показывались. Может, сами что-то ловили. Потом стал приходить один тигрёнок. Второй погиб, наверное.
В начале марта бригада переезжала на другую лесосеку. Загрузились и выехали. И тут на дорогу перед машиной выскочил наш тигрёнок и побежал впереди машины.
Красивая картина такая. Солнце, белая дорога и по ней скачет золотой тигрёнок. На всю жизнь в памяти. Потом соскочил он с дороги, сел и внимательно так смотрел на нас, пока машина мимо проезжала. Прощался, что ли?
Следующей осенью заехали поохотится к тому бараку. Остановились возле. Смотрим и ничего понять не можем: вокруг барака разбросаны кости разных животных. Потом догадались: наш тигрёнок теперь здесь живёт. Повернулись мы и уехали, чтоб не тревожить зверя.
Теперь вот и деревья жалеть стал. Если есть возможность, обязательно сначала валю подкладочное дерево, а потом остальные деревья так, чтобы стволы ложились на него и не ломали подрост. И так бывает вдруг неловко, когда падающее дерево вдруг застонет. Тигрицу вспоминаю. СОВЕСТЬ ЭТО.