Что нам сказать о пакте Молотова-Риббентропа

Андрей Пустогаров
Я думаю, сказать можно следующее. К началу двадцатого века в Европе присутствовали три континентальные империи: Российская, Османская и Австро-Венгерская. Империи эти находились в остром противоборстве, как друг с другом, так и с колониальными империями Англией и Францией.  Историческое развитие континентальных империй приводило к развитию входящих в них национальных групп, росту их самосознания и стремления к независимости.  Империи разыгрывали эти «национальные карты» на территории потенциального противника, раздувая сепаратистские настроения. Клубок противоречий между империями, усугубленный «национальными проблемами» и привел к Первой Мировой войне.
В результате Первой Мировой войны произошел распад континентальных империй. Победители – Англия, Франция и США – способствовали установлению в получивших самостоятельность частях континентальных империй националистических режимов, враждебных бывшим метрополиям.  Проигравшие – Россия и Германия – оказались «странами-изгоями», находящимися под действием различных международных санкций.
               В целом, Первая Мировая война и последовавший передел Европы привел к тому, что во всех странах Восточной Европы, за исключением Чехословакии, установились националистические диктатуры. В России же установилась диктатура коммунистическая. 
Свои внутренние проблемы, во многом вызванные итогами Первой Мировой, Россия (СССР) и Германия стремились решить за счет территориальной экспансии. СССР называл это Мировой революцией, Германия – завоеванием жизненного пространства.
Во второй половине тридцатых годов в Европе развернулась большая политическая игра.
Англия и Франция стремились направить германскую агрессию на Восток. В обмен на отказ (как оказалось, временный)  Гитлера от претензий на колониальные владения Англии и Франции, этими странами ему была предоставлена свобода действий в Восточной Европе.
СССР стремился  побудить Германию развязать войну в Европе на как можно более широком фронте, с тем, чтобы потом под предлогом борьбы с Германией установить  над  Европой свой контроль.
В этих играх активную роль принимала и Польша, также стремившаяся к территориальным захватам.  В 1934 году между Германией и Польшей был подписан так называемый пакт Гитлера-Пилсудского. В 1938 году Польша приняла участие в разделе Чехословакии. В том же 38-ом Польша сконцентрировала войска на границе с Литвой с целью ее оккупации. Оккупация Литвы не удалась в связи с позицией СССР и Франции. Сохранились сведения о том, что Геринг во время посещения Польши вел переговоры об участии Польши в нападении на СССР в обмен на Украину и Белоруссию.
На востоке назревал вооруженный конфликт СССР с союзницей Германии Японией на реке Халкин-Гол.
Такова диспозиция накануне начала Второй Мировой войны. Собственно, конфликт на Халкин-Голе и был ее действительным началом.  Если бы СССР потерпел поражение, вполне реальным мог бы быть удар с запада Германии и Польши. Но поражение Японии сделало такое развитие событий неактуальным.  СССР же Пактом с Германией решил уничтожить еще одного своего врага – Польшу.
В целом можно сказать, что СССР с большим успехом переиграл своих соперников в стратегическом смысле: Япония была разбита, Польша уничтожена, Англия и Франция втянуты в войну с Гитлером, Франция при этом им захвачена.
Такова диспозиция накануне начала Великой Отечественной войны.
Далее, по плану Сталина, должна была начаться война с Германией (тут не очень важно было бы, кто на кого напал первым), ее разгром и установление контроля СССР над Европой.
Но Сталин переоценил боеготовность своей армии. Воевать с Гитлером летом 41-го она не смогла и , в основном, не стала*.
Это и есть ответ советских людей на пакт Молотова-Риббентропа: воевать за сталинский план оккупации Европы они не стали.
Далее произошло следующее – гитлеровское наступление закономерно выдохлось, на Восточном фронте   наступило неустойчивое равновесие 41-42 гг. Гитлеровский режим продемонстрировал свою людоедскую суть.  Вот тут и началась освободительная война советского народа против Гитлера. Другого вождя, кроме товарища Сталина, у него в то время не нашлось.
Эта освободительная война завершилась взятием Берлина. На месте националистических восточноевропейских диктатур, которые во многом и способствовали развязыванию Второй Мировой, СССР образовал диктатуры по своему типу.  Этот тип государственного устройства вместе со всем советским лагерем претерпел во второй половине двадцатого века метаморфозы, которые и позволили большинству  этих стран бескровно выйти из советской империи и вступить в ЕС. Нахождение в составе советской империи вполне их к этому подготовило.


P.S.
 К СССР со стороны его соседей могут быть выдвинуты следующие претензии:
в борьбе с Гитлером СССР не слишком с ними церемонился. Нельзя ли, мол, было как-то так победить Гитлера, чтобы мы, соседи СССР, совсем не пострадали?
Ответ: кто ж вам, ребята, мешал самим все изладить? С нужной вам степенью деликатности?  (Не будем уж тут тыкать наших  благородных соседей носом во всякие там детали, типа участия в местных холокостах.)
Что ж вы не сделали лучше?
Какого хрена два моих деда вытаскивали вас из нацистской диктатуры, а не наоборот?
              Будьте добры, дайте ответ.

* Наиболее обоснованным  взглядом на причины катастрофы 41-го года кажется мне сейчас работа А. Шубина "Клещи" Сталина"  (в сборнике "Трагедия 1941. Причины катастрофы. Эксмо, 2008, стр. 201 - 285.  http://lib.rus.ec/b/196881/read )