Диалог с Достоевским - 14

Геннадий Кагановский
ВООБРАЖАЕМЫЙ ДИАЛОГ С Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ

О национальном самосознании
и межнациональных отношениях,
о вере и неверии, мире и войне

[1978-1979]

Часть четырнадцатая

Ф.М. Хотите отделить миф от действительности? Ее, действительности, совсем нет, да и никогда на земле не бывало. Сущность вещей человеку недоступна, а воспринимает он природу так, как отражается она в его идее, пройдя через его чувства. Стало быть, надо дать поболее ходу идее и не бояться идеального.

Г.Г. Вот вы и дали ходу своей идее? Но это бы ничего, ежели б вы не утверждали, что у вас, мол, в руках самая что ни на есть осязаемая «действительность», самая подлинная «сущность». Ради своих умственных затей, ради «идеи» вы готовы пролить реки крови, освящая эту обагряемую кровью дорогу некоей «окончательной целью».

Ваш хороший знакомый, из молодых, Всеволод Сергеевич Соловьев, старший брат Владимира Сергеевича, рассказывает: когда речь заходит о будущих судьбах человечества, о судьбах России, вы говорите «с таким горячим убеждением, так вдохновенно и в то же время таким пророческим тоном», что очень часто и он, ваш прилежный слушатель, начинает «ощущать восторженный трепет». После двух часов подобной беседы он выходит от вас «с потрясенными нервами, в лихорадке». Эти беседы с вами, по его признанию, - «какое-то мучительное, сладкое опьянение, прием своего рода гашиша».

Наряду с тем он отмечает, что вы запросто можете забыть сказанное вами вчера и утверждать сегодня прямо противоположное, будучи, впрочем, как накануне, так и теперь, совершенно искренним и убежденным.
 
Ваш пророческий тон, что так действует на Всеволода Соловьева, отмечен также и другими. Очевидцы вспоминают эпизод, когда вы (года четыре назад) декламировали в типографии Траншеля стихи Огарева и сделали упор на такие слова:

…только жаждал и мечтал,
чтоб вышла мне по воле рока
и жизнь, и скорбь, и смерть пророка.

А вслед за тем прочли еще и пушкинского, и лермонтовского «Пророка», причем выделили у Лермонтова:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья.
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья…

И всё это вышло у вас с таким подъемом, с таким выраженьем, будто этот «пророк» не кто-то, а именно вы, собственной персоной. Но так ли это на деле?

Возьмем, к примеру, ваше прорицанье насчет Германии. В ее лице вы нашли надежного и вечного союзника России. Этим двум странам, по вашим словам, между собой делить нечего: Германия возьмет под свой контроль Запад, а Россия - Восток; «дружба России с Германией нелицемерна и тверда и будет укрепляться чем дальше, тем больше». Так заявили вы без тени сомненья, но уже спустя треть века, представьте себе, России доведется лоб в лоб столкнуться с Германией в мировой войне, а еще через четверть века - вновь сшибутся, во второй мировой, самой жестокой и кровопролитной за всю историю человечества…

Или вот другой, еще более разительный образчик лжепровидчества. Вы без устали твердите и повторяете о высшем единении царя с народом, о вере народа в царя как в отца своего, это якобы чуть не навеки. И что же? Минует всего сорок лет, и - царя как сдунет. «Серые зипуны» будут лихо заколачивать крышку, под которой упокоится самодержавие. Для сравнения давайте вспомним предсказание шестнадцатилетнего юноши, сделанное за полвека до ваших вещаний:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон…

Эти слова Лермонтова окажутся поистине пророческими; ваши - будут звучать для потомков, как детская потешка…

А что предрекаете вы Европе? Вы сказали, что там «всё подкопано» и вот-вот «рухнет бесследно на веки веков». И опять - не по-вашему выйдет. Величайшие события и перевороты совершатся не в Европе (хотя и там будет не тишь да благодать), а в России! Во всяком случае, всё начнется с России, причем именно с крушенья царского трона! Трона, который вы считаете незыблемым и всемогущим.

Революция восторжествует как раз там, где по вашим расчетам она должна будет разбиться о несокрушимые устои и основы…

Вы хотите стать глашатаем Верховной Идеи, указать и проложить путь всему человечеству? Но мне вспоминается «Краткая повесть об Антихристе» - она выйдет лет через двадцать из-под пера Владимира Сергеевича Соловьева…

Ф.М. Вспоминаете о том, что будет? Занятно.

Г.Г. Соловьев рисует гигантскую империю, которую повелитель ее, «державный император Рима и всей вселенной», решил осенить эгидой универсального «христианства», призванного обеспечить «единство всех культов». Имперским международным гимном служит здесь «Марш единого человечества», а с величественного трона нескончаемым потоком льются елейные слова о Любви, Милости и прочих священных вещах.

Короче говоря, всё обстоит примерно так, как вы пытаетесь сейчас представить нам всемирное человечество под крылом России - в лучезарном свете православия. «Народное ликование, - пишет Соловьев, - перешло все пределы». А между тем окажется, что всё в этой империи зиждется на черной магии, лицемерии, ненависти, всё насквозь пронизано великой ложью, вероломством и безбожием. Произойдут ужасные события. В «богопочитаемом» императоре все узнают Антихриста, сына Сатаны.

Соловьев покажет, таким образом, не только торжество этого «сверхчеловека, вегетарианца, аскета и филантропа… несравненного, великого, единственного», провозгласившего «открытый путь к вселенскому миру и благоденствию», но и ожидающий его неминуемый крах.

Этот верховный владыка установит «всеобщий мир» и «равенство всеобщей сытости», но лишь во имя собственной неутолимой жажды власти и величия, а потому всё это будет крайне зыбко, всё рухнет при первом же потрясении…

Ф.М. Довольно. Оставьте это… Аня! Чаю нам, будь добра. Да покрепче…