Три дворца

Валентина Томашевская
К великому нашему сожалению, мы  опоздали встретиться с  дядей Павлом, на две недели опоздали. Дядя не любил системы и трубки, не позволил, не разрешил поставить себе капельницу – лучше умереть, таков он был.

Тогда мы изменили маршрут поездки. Купили билеты на поезд и поехали ночным поездом – настоящая романтика – первоначально в  Киев, затем в Ялту, Севaстополь. По двое суток в каждом городе, цена за ночь сто гривен с человека, а в Севастополе - подешевле: ночевали в живописном дворике, напоминавшем одесский), а также неделя в Сумах.
 Посетили украинские села Низы и  Мирополье (родина отца, памятная по воспоминаниям детства).
Можно  было заметить: родные, знакомые, вышедшие на пенсию, отправляются жить в село, на природу, сеют, пащут, косят, разводят животных, что позволяет  и сохранить себя в форме, и заодно помочь своим детям продуктами, выращенными на своем огороде.
В Украине на данный момент возраст выхода на пенсию для женщин составляет 55 лет, для мужчин - 60 лет. Вероятно, грядут изменения в этой области: в большинстве развитых стран мира пенсионный возраст для женщин составляет 60-65 лет.

Поездка моему спутнику   понравилась. Сначала всё Латвию хвалил, а потом понял прелесть Украины. Богатство и щедрость общения.

Набережная  Севастополя прекрасна: светла и широка, прокатились на пароходе.
Прошлись вдоль набережной. Памятники обращены к морю. Один из обелисков посвящем молодым воинам, погибшим в Афганистане.
Украинец с богатыми усами, замечательно пел на набережной песню "Черный ворон". Мы заговорили с ним, он сказал, что оперный певец и летом подрабатывает.
В парке звучит музыка,  три  караоке, плати 10 гривен и - пой! Мы слушали и танцевали.  Жили во дворе, напоминавшем Одессу.
Прогулка по вечерней набережной Севостополя. Памятник Погибшим Кораблям, с подсветкой в этот вечер, с разбивающейся о камень волной.
Украинец с усами, на набережной пел песнь "Черный ворон". Заговорили с ним, сказал, что оперный певец.

 Из нашего двора виден Юсуповский дворец.  Во время  Ялтинской конференции 1945 года  - принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами - в этом дворце   жил  Иосиф Сталин. Ныне здесь находится его кабинет, а также  Молотова. Дворец сегодня - правительственная загородная резиденция и попасть в него можно лишь иногда, когда проводится экскурсия. 

Ранее рядом с Юсуповским дворцом был хороший  спуск, украшенный мраморными колоннами, - рассказывает наша хозяйка, - но со временем они разрушились, мраморную кладку – прессованные полукирпичики - растащили по домам… Растащили бы львов и кентавров, - но, к счастью, нашелсячеловек, который смог остановить безобразие.

 Людмила Николаевна говорит об уникальности Черного моря :наличие сероводорода, сетует о том, что продолжается развал Крыма, так некогда было с колхозами: старое развалили, а нового не знают и не создают.
 Главное - надо поднимать культуру народа, и тогда пойдут блага.
-  Что вы подразумеваете под словом "культура"? -спрашиваю я.
- Первое – знать свою историю и уважать ее. Второе – правительство должно уважать свой народ, и с этого начинается патриотизм. С детского сада: это мой город, моя страна – нельзя бросить бумажку.
Как все просто: уважать, беречь и созидать. Уважение к этому городу, к земле, на которой в поте лица трудились твоих предков.

Уинстона Черчилля во время  Ялтинской конференции поселили в Воронцовском дворце в Алупке. Дворец у моря, рядом с горой Ай-Петри, в гармонии с рельефом гор- строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.
В Воронцовском дворце интересно как его внутреннее  убранство (картины, мебель, декор, оранжерея со белыми мраморными статуэтками), так и его архитектурные особенности: фасад в испанском стиле, смотрящий на море.
Граф Михаил Семёнович  Воронцов был очень богат, у него был дворец не только в Ялте. И  имя Александра Пушкина связано с Воронцовским дворцом в Одессе.
Во время губернаторства графа Воронцова в Кишинёве, а затем на его глазах в Одессе находился в ссылке (1820—1824) Александр Сергеевич Пушкин. Отношения с Воронцовым у него сразу не заладились; губернатор видел в  ссыльном поэте прежде всего  чиновника, давал ему поручения, казавшиеся тому оскорбительными, главное же — у Пушкина завязался роман с его женой Елизаветой Ксаверьевной, урождённой графиней Браницкой. Граф стал объектом многочисленных едких, хотя не во всём справедливых эпиграмм Пушкина: «Сказали раз царю, что наконец…», «Полу-милорд, полу-купец…»,
"Пушкина  не очень любили," - сказал парнишка-экскурсовод, когда мы сидели у фонтана в ожидании экскурсии.  - Воронцов давал обеды, и Пушкин на них приходил...". Пользовался библиотекой Воронцова...
У Воронцовых было шестеро детей, двое из них выжили: сын Семен и дочь Софья.
  Родство по женской линии дало  живую ветвь... Предполагают, что Софья  была рождена Елизаветой Ксаверьевной от Пушкина.

Красивы клумбы  Воронцовского дворца, редкие сорта деревьев: с декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма — Карл Антонович Кебах.

 Франклин Рузвельт занимал апартаменты в в Ливадийском дворце.
 
Ливадийский дворец

Не ужинали,
любуясь луной, пили чай.
Царская семья.

Грусть охватила меня, когда я, выйдя  из покоев Ливадийского дворца, зашла в церковь (ко дворцу примыкает Церковь Воздвижения, построенная в 1864 году) портреты царской семьи,- поставила тоненькую свечку и, сглатывая комок в горле, вышла.

 Ливадийское имение более 50 лет являлось летней резиденцией  семейства Романовых.
В 1861 году имение, расположенное в местечке Ливадия, было приобретено Удельным ведомством у наследниц графа Л.С. Потоцкого для семьи императора Александра II, который Высочайшим своим Указом вскоре передал его в дар «...любезнейшей супруге... Государыне императрице Марии Александровне».
Впервые в свое новое имение Августейшие владельцы приехали в августе 1861 года, и, хотя впечатление от Ливадии осталось очень хорошим, стало ясно, что дом Потоцкого не подходит для нужд большой императорской семьи, и в целом имение необходимо обустроить по-новому.
Составление плана застройки было поручено известному петербургскому архитектору Ипполиту Антоновичу Монигетти, состоявшему на службе в Министерстве Императорского Двора, и хорошо знакомому со вкусами Их Императорских Величеств.
Строительные работы продолжались с 1862 по 1866 год. Монигетти перестроил и возвел заново около 70-ти различных построек, создав уникальный в архитектурном отношении ансамбль.
В центральной части имения располагались Большой царский дворец, и, Малый дворец, ставший настоящим украшением Ливадии, предназначавшийся для наследника и великих князей.
 Принятие присяги происходило в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви. На следующий день после кончины Александра III под сводами храма приняла православную веру невеста Николая II – гессен-дармштадская принцесса Алиса, нареченная при таинстве миропомазания православным именем Александра Федоровна.
Владельцем Ливадийского имения становится последний Российский император Николай II.
К началу XX в. Большой дворец уже не соответствовал запросам царской семьи. Кроме того, после проведенного обследования выяснилось, что вследствие сырости в деревянных конструкциях дворца появился грибок, который не только разрушал здание, но и пагубно воздействовал на здоровье. В связи с этим, в 1909 году было принято решение о сносе старого дворца и возведении на его месте нового, большего по размерам и более комфортабельного.

Проектирование и строительство дворца были поручены ялтинскому городскому архитектору Н. П. Краснову. Под его руководством за 17 месяцев был построен великолепный дворец из белого инкерманского камня в стиле Итальянского Возрождения.
Члены царской семьи много времени проводили, гуляя по тенистым аллеям парка, любуясь красотой природы и вдыхая целебный морской воздух. По живописным дорожкам спускались к морю: весной наслаждались созерцанием прибоя, а осенью принимали морские и солнечные ванны.

Жизнь в Ливадии протекала размеренно и безмятежно.
Утро обычно начиналось с чашки кофе, затем прогулка по парку, завтрак, во второй половине дня продолжительная прогулка верхом или на автомобилях, по вечерам – чтение книг, занятия по интересам, после позднего обеда — игра в карты, биллиард, просмотр синематографа.
Находясь в летней резиденции, Николай II не оставлял и государственных дел: принимал министров с докладами, послов и посланников, должностных лиц Таврической губернии, просматривал деловые бумаги, вел переписку.

Но прежде всего в Ливадию приезжали на отдых.
Огромное удовольствие доставляли поездки на охоту. Царь был страстным охотником, и добытые им охотничьи трофеи доставлялись в Ливадийский дворец для украшения стен одного из коридоров.
Нередко и в Ливадию приезжали гости. Некоторые из них приглашались к игре в лаун-теннис на специально оборудованной в парке теннисной площадке. Партнерами по игре часто были офицеры свиты и любимой императорской яхты «Штандарт».
На яхте царская семья проводила много свободного времени, путешествуя по Балтийскому и Черному морям. Когда это великолепное судно стояло у ялтинского мола, жизнь в небольшом провинциальном городе резко менялась. Приезды царской семьи сопровождались праздниками, наполненными весельем, морем огней, музыкой духовых оркестров, праздничными шествиями. Особенно Ялта преображалась в дни рождения и тезоименитства членов августейшего семейства. Начинались праздничные мероприятия с молебна и военных построений. Государь, будучи «первым профессиональным военным своей империи», любил смотры войск, полковые праздники, военные парады, которые часто проходили на плацу перед дворцом.
В городских церквях в это время проходили молебны, после окончания которых жители и гости города выходили на празднично украшенную цветами, гирляндами, вензелями именинника Набережную. Вечером город был ярко иллюминирован.

Праздничными днями для города становились и ежегодные благотворительные базары, в которых принимали участие члены императорской семьи. Весной в Ливадийском имении, как и в Ялте, проходил «Праздник Белого цветка», вырученные от продажи белых бумажных ромашек средства направлялись на нужды больных туберкулезом.
Таким образом, в периоды пребывания царской семьи в Ливадии, Ялта становилась своеобразным центром светской жизни России.
Последний раз семья Николая II отдыхала в Ливадии весной 1914 года. Осенью собирались приехать вновь, но летом началась Первая мировая война.