Рассказ Ергалах

Владимир Флеккель
                Ергалах

     Передо мной на столе лежит фотография, где запечатлены два молодых человека, мужчина и женщина, во время катания на лыжах. Изысканная фантазия фотографа разместила их около шестиметровой глыбы льда в мизансцене четкого позирования: женщина делает вид, что увидела нечто интересное в стороне и палкой указывает направление, мужчина делает вид, что внимательно туда смотрит. Снимок помечен первым июня 1962 года. Светка и я на Ергалахе во время катания на лыжах.
     В это местечко в нескольких километрах от Норильска добирались электричкой (одна или две остановки, сейчас точно не помню), потом поднимались круто в гору и там, на плато, проводили весь день, катаясь со склонов на лыжах и санях, благо крутизну спусков можно было подобрать на любой вкус. Погода в этот воскресный день стояла прекрасная – тихо, тепло и солнечно. В отличие от голой снежной тундры, природа радовала глаз наличием стволов каких-то деревьев.
     Был полярный день, солнце светило круглые сутки. Мужчины снимали с себя все, что можно, стараясь загореть всем телом, женщины подставляли солнечным лучам свои мордочки.
     Периодически в оздоровительно-развлекательных мероприятиях наступала пауза, лыжники останавливались и устраивались на отдых. Для этого использовали крест – накрест воткнутые в снег палки, на которые под углом к земле устанавливали лыжи - импровизированное ложе готово. Доставались бутерброды, термосы, разнокалиберные бутылочки; в общем, все было, как у людей. Потом отдыхали, лежа на лыжах, мужчины, подставляя солнцу то один, то другой бок, женщины – все те же лица.
     Во второй половине дня стало слегка прохладно, солнце продолжало светить, но уже не грело. Все постепенно оделись и стали собираться домой.
Путь домой – это то, ради чего все ехали на Ергалах и забирались на высокую гору. Дело в том, что дорога домой представляла собой длинный, многокилометровый, очень широкий и пологий склон от места нашего лыжного катания до центральной улицы города, практически, в районе нашего дома. Достаточно было один раз толкнуться палками и дальше - безостановочное движение со скоростью, устраивавшей даже самую осторожную женщину.
     Люди катились в город с разговорами и смехом, попивая горячий чай из термосов и угощая им соседей, отъезжая от одной компании и подъезжая к другой, улюлюкая и перекрикиваясь. Передать словами все чувства, переполнявшие вас в этом прекрасном, бесконечно длящемся движении, просто невозможно. Спустившись, все почему-то оглядывались назад, улыбались и вглядывались в маленькие движущиеся точки на горизонте, слегка завидуя им. Эмоций было так много, что весь вечер прошел под впечатлениями от прогулки с нескончаемыми рассказами о ней и демонстрацией своего загара.
     Ночью я проснулся от того, что услышал, что Светка стонет от боли. Встал, включил свет и обомлел. За время учебы и небольшой медицинской практики кое-что приходилось уже видеть, но такого – никогда. Светкино лицо представляло собой правильной формы сферу, в которой скорее угадывались, чем просматривались щелочки естественных отверстий. Ни носа, ни подбородка. Как маска Фантомаса, только без глаз. Зрелище было не для слабонервных. Но нас хорошо учили, чтобы сообразить,- это сильно выраженный отек, вызванный солнечным ожогом лица. Сверкающий снег, яркое солнце, нежная кожа лица, прямая и отраженная солнечная радиация в сочетании с неразумным стремлением моментально загореть, сделали свое дело.
     Влажные примочки и слова утешения, что все пройдет без следа, помогли дожить до утра. Врач-дерматолог подтвердил диагноз, утешил пострадавшую тем, что она не первая с такой хворобой была у него сегодня на приеме, прописал более эффективные примочки, а самое главное, выдал Светке больничный лист на несколько дней. Преподавать милым детям пение в школе в таком виде не представлялось возможным.
     Все это время она из дома не выходила, пока все не вернулось на круги своя, сохранив воспоминания обо всех своих страданиях в виде прекрасного горного загара на лице с четкой белой границей на уровне шеи. Впечатления о поездке на Ерголах в нашей памяти окрасились дополнительными расцветками.
     Сегодня - первое июня 2007 года, прошло ровно 45 лет со времен тех событий. Сейчас мы живем далеко от тех мест, где в это время катаются на лыжах. Здесь большинство жителей вообще в глаза не видели снега, лежащего не земле более пары часов. Что касается солнечного ожога, то получить его в этих широтах так же просто, как и тогда, для этого даже не надо подставлять солнцу лицо специально. За окном дикое пекло, и в доме, не останавливаясь ни на минуту, работает кондиционер.
     Передо мной на столе лежит фотография, на которой запечатлены два молодых человека, мужчина и женщина, во время катания на лыжах. Светка и я на лыжной прогулке. Ергалах. Заполярье. Первое июня 1962 года.
     На душе светло и грустно.