Рассказ Замполиты

Владимир Флеккель
                Замполиты

     Так сложилась жизнь, что за пятилетний период моей службы в Норильске сменилось четверо заместителей командира по политической части. Была такая должность в Армии в советское время. Институт красных комиссаров, получивший путевку в жизнь одним из революционных декретов, оказался очень живуч и просуществовал до полного развала Советского Союза.
     С первым, майором Дундуковым, уважительно именуемым в солдатской среде «дядей Мишей», к сожалению, хорошо познакомиться не удалось, он уезжал из части по замене, буквально, на следующий день после моего приезда. Встретив ночью молодого офицера с женой, измотанных долгой и трудной дорогой, он позаботился, чтобы на ночлег нас устроили удобно и в единственно подходящим для этого месте - кабинете командира. Позднее, по рассказам сослуживцев, составил себе портрет дяди Миши - человека честного, бескорыстного, храброго и предельно порядочного.
     Ему на смену приехал майор Засыпкин. Я проработал с ним какое-то время, а в памяти не осталось никакого следа, ни плохого, ни хорошего. Помнится только, что выпивоха он был приличный.
     Майора Засыпкина сменил майор Тупицин. Он отличался от своего предшественника только тем, что пил больше. Запомнилась совместная командировка в Игарку. Причина нашей совместной поездки (гибель фельдшера) затрагивала как мои интересы (подчиненный), так и замполита (серьезное нарушение воспитательной работы). Прилетели в подразделение накануне Дня Советской милиции 9 ноября.
     Причина гибели лежала на поверхности и длительного расследования не потребовала. Несчастный эскулап отправился к своему другу – местному ветеринару в гости с единственной целью – выпить и закусить в приличной и интеллигентной компании. Выпили и закусили. Раз, два… несколько. Когда кончилась очередная бутылка портвейна, ветеринар пошел в сени, где на полках в уюте и прохладе хранился его постоянно пополняемый запас. Но поскольку тяжелый хмель от употребления не очень качественных напитков ужу давал о себе знать, хозяин слегка ошибся и вместо портвейна взял настойку опия, который точно в такой же бутылке (ветеринар был хозяйственным человеком и зря тарой не разбрасывался) стоял на полке рядом в ожидании своего пациента из отряда крупного рогатого скота.   
     Разлили по стаканам (цвет напитков был абсолютно идентичный), но хозяин не торопился выпить, решив украсить стол еще одной порцией яичницы. Пока он отсутствовал, мой коллега вылил в себя весь стакан. Вернувшийся ветеринар наблюдал последние движения своего приятеля.
     Милиция дело быстренько закрыла (какие расследования могут быть в день банкета?) и отправилась на торжества, куда мы были приглашены тоже. Гуляли от души!
     Возвращаться в часть, расположенную на острове посреди Енисея где-то в километре от места веселья, было не просто. Идти по глубокому снегу под пронизывающим ветром, таща на себе почти не стоящего на ногах "политрабочего",- удовольствие сомнительного свойства. Но добрались.
     Утром я улетал, а мой коллега по командировке решил остаться, новые милицейские друзья обещали показать ему окрестные красоты, особо хорошо различаемые из-за праздничного стола. Перед расставанием он попросил у меня взаймы немного денег, мотивируя тем, что накануне поиздержался, и обещал вернуть сразу же по возвращению в Норильск. На том и расстались.
     Прошел месяц, два, полгода – никаких намеков на восстановление моего финансового «статус-кво». Тут должен сделать маленькое отступление, необходимое для пояснения следующего эпизода. Начальником штаба у нас был майор Рабинович, о котором ходили слухи, что он несметно богат, и на сберкнижке у него аж полмиллиона!
     Однажды во время политзанятий майор Тупицин принес газету, где было напечатано, что в СССР впервые выплавлено миллион тонн стали, и с пеной у рта стал доказывать нам, что теперь у нас металла столько же, сколько в США. Я был невероятно зол на этого болтуна за то, что он не думает возвращать мне долг, и тут же возразил ему:
   - В стране не может быть столько же металла, сколько в Америке, потому что мы этот миллион выплавили только первый раз, а там уже много лет выдают по столько. Чтобы это было более понятным, приведу такой пример. Вот у Вас и майора Рабиновича зарплата, приблизительно, одинаковая, только он на Севере давно, а Вы – всего ничего, у него на книжке полмиллиона, а Вы мне долг в 25 рублей почти год вернуть не можете.
     Здоровое ржание молодых глоток заглушил конец фразы. Через 10 минут долг был возвращен, и больше наши дорожки не перекрещивались.
     Буквально, накануне замены я был приглашен на «офицерскую прописку» в дом нового замполита, капитана Дубины (!) Когда все уже были в хорошем настроении, и я, чем-то помогая хозяйке на кухне, спросил, почему ее муж при регистрации брака не взял ее фамилию, она, молодая хохлушка, заливаясь смехом, ответила:
   - Потому, что моя фамилия – Горшок.
.