Размышление о трёх

Альберт Бурыкин
Недавно, беседуя о совместной кризисной расправе Англии-США над новорожденным ЕС, бросил фразу: "Третий лишний, а по сути, в конце концов, и второй" - и подумал: "А ведь это характерно!" Характерно для той части мира, что выстроена на корысти. Там обречён на смерть даже первый.

Что такое "третий лишний"? В нормальном (в моём понимании) общении - всегда между двумя присутствует третий - изначально не человек, но дух. Дух (простите за растерзанное слово) любви. В развитии этих отношений из них возникает плод. Для дружбы это - дело, поступок. Для любви между мужчиной и женщиной - ребёнок. Для родительской любви - труд возрастания детей. Для сыновней-дочерней - труд ухода за стареющими. Для любви к общности (семье, кругу ближних, городу, нации, стране) - это труд хранения и возделывания общности.

Но везде в названном - присутствует этот третий - дух приятия, сила связи, дарственность и жертвенность. В той или иной степени. Этот дух проявляет себя цветением и затем плодом. Заявлять можно о чём угодно: но делом (цветком и плодом) проверяется наполнение слов.

Так вот, отношения взаимокорысти - этого третьего не предполагают. Изгоняют. Конечно, вообще ЧИСТЫХ случаев здесь не бывает. Даже предельно корыстные связи прикровенно имеют некий взаимный "сквозняк". Но здесь важна тенденция. Между двух ЛИБО ЭГОИЗМ изгоняет милость, ЛИБО МИЛОСТЬ изгоняет эгоизм. Со временем. Во всех названных формах отношений.
Корысть уничтожает общение:  как два кирпича без цемента, люди остаются без связующей силы и в очередном повороте судьбы разойдутся - дом так не построишь.

Что же есть эта связующая сила, это третье меж двумя? Это круговорот любви. Не просто отдача, но и ПРИЯТИЕ, о чём забывают. Проще научиться отдавать, чем принимать. Отдаче мешает жадность, приятию - гордость. Потому что принимающий предполагает, что в чём-то обделён в сравнении с другим - с тем, кто отдаёт. Принимающий готов добавить к себе что-то, то есть измениться. Если же ты учишь без РЕАЛЬНОЙ готовности учиться - общения не будет. Одна только видимость кротости... "У нас один Учитель" - именно об этом сказано. Даже Бог внимает человеку и готов ИЗМЕНИТЬ ВОЛЮ ради него. Мы же подражаем Богу в величии, а не в приятии, мы вершим свою якобы праведную волю - без свободы её изменить ради воли другого - о, как же эта претензия наша бывает смешна... И в итоге от двух остаётся атомарный один, пропастью бездушия разделённый с другим - так мир рассыпается в основе своей. Убивающий любовь убивает трёх: вначале её, потом друга, потом себя. Это путь Иуды.

Три - основание симметрии, устойчивости. Положите вплотную три монеты. Первое из множественных пространств (двумерное) имеет первую системную устойчивость именно в трёх (следующие ступени - семь, тринадцать и двадцать восемь). Поэтический маг Квиринус Кульман полагал в тройке-девятке и возможную вершину извращения любви - это по сути то, о чём говорилось выше, но - не будем усложнять и так сложное уже слово...

Вспомним образ Троицы. Отдающий любовь, Внимающий любви и сама любовь - её Дух. Во всём здесь - её движение. Как ясно это горит в известной иконе... Трудно не увидеть это, разве что затемнить отчасти свой дух, свой духовный взор - пустотой иронии, усталостью от болей или страхом высоты. Мы повторяем (вернее, оживотворяем) в любом общении этот образ - или образ, обратный ему.