Воспитание детей или программирование жизни

Александра Самохвалова
В первую очередь хочется спросить, подходил ли кто-нибудь из Вас к процессу воспитания детей осознано?
Думаю, мало, кто сможет внятно объяснить, в чем заключается осознанность воспитания. Давайте поищем ответ вместе. Начнем с дрессировки животных. Примитивный способ - это когда используют базовые чувства, голод и боль. Если животное все делает правильно - его кормят, если нет - не кормят. Если делает что-то, не правильно  - наказывают, причиняют боль, если делает все, что от него требуется верно - боли нет, в самом лучшем случае похвалят, погладят. Более продвинутый способ это поощрение врожденных наклонностей животных. За то, что животное и так делает с удовольствием, оно еще и поощрение в виде ласки или еды.
 Согласитесь, что многие родители используют тот же самый подход и к собственным детям. Метод кнута и пряника, только кнут появляется регулярно, а вот пряник висит в перспективе, как у осла морковка на веревочке перед мордой, и он идет в надежде, что морковка станет ближе. 
Согласитесь такое воспитание, вряд ли, можно назвать осознанным. Мало того, кроме осознания методов воспитания, не мешает осознать мотив воспитания. То есть что воспитывать и самое главное как с помощью воспитания сделать настоящую и будущую жизнь Вашего ребенка более радостной, осознанной, насыщенной интересными событиями и так далее.
 Не думаю, что есть родители, осознано желающие, чтобы их дети вырастали закомплексованными неудачниками не способными обеспечить себе достойную, радостную и финансово обеспеченную жизнь. Конечно же, нет. Тогда почему в мире так много неудовлетворенных качеством своей жизни людей?
Каждый из нас когда-то был ребенком, этот факт не нуждается в доказательствах и не вызывает никаких сомнений. Следовательно, каждый из нас был подвергнут процессу воспитания, это тоже неизбежно, потому что любое общество, даже стая волков, автоматически воспитывает, то есть программирует своего члена, для того, чтобы все, кто составляет это общество, будь то отдельно взятая семья или целый народ, корректно взаимодействовать внутри коллектива. По умолчанию, мы сначала считываем программы семьи, садика, дворовой детской тусовки, школы, спортивной секции, и так далее. Дети рождаются и некоторое время помнят, что все, что с ними происходит, все свои действия нужно осознавать. Они не разделяют мир на детей и взрослых и чувствуют, что программа и ее корректное исполнение для всех должно совпадать. Правильно? А что происходит в действительности. Детям начинают запрещать делать то, что приносит им удовольствие, и заставляют делать то, что приносит страдания. Способов осознания для чего так с ними поступают, у них нет.
Вспомните свое детство. Наверняка наберется не менее десятка воспоминаний о причиненной Вам боли, собственными родителями, для чего это им было так принципиально важно,  у вас не было, и до сих пор нет здравых объяснений. Если Вы не понимаете о чем речь, прочитайте вот эту http://www.bodhi.ru/index-rus.htm "Для ежей" подборку детских воспоминании, разных реально существующих людей. После этого пополните копилку пыток, которыми пытают взрослые детей, сами не осознавая себя палачами своих любимых детей. Чем можно объяснит этот парадокс.
Теперь на волне осознания не справедливого, негуманного, разрушительного воздействия на всю вашу жизнь, ваших же родителей быстро перенеситесь в настоящие и если у вас есть дети, вспомните, всегда ли методы, уже Вашего воспитания собственных детей, соответствуют идеям человеколюбия?
Если у вас нет собственных детей, вспомните свою реакцию на  поведение чужих детей.
А теперь вспомним, в чем заключается практический смысл процесса воспитания, и то, как это происходит на физическом уровне.
Воспитание - это создание устойчивых нейронных связей, благодаря которым любое живое существо выбирает, как отреагировать, на окружающую его действительность и внутренние процессы собственного организма быстро, без раздумья.
На одну, и туже ситуацию каждый из нас отреагирует по-разному, возможно похоже, но все равно по-своему. От чего зависит реакция человека? От воспитания!
Если действия человека отличаются от общепринятых, значит, его плохо воспитали. Знакомая точка зрения, не правда ли? В детстве есть еще часто используемая фраза-программа «нельзя так делать, а то, что люди о тебе подумают?» Что же могут подумать люди? И часто ли они действительно что-то думают? Если эта программа стоит  высоко в рейтинге важности для нервной системы человека, то он и сам постоянно что-нибудь думает о других людях и думает, а что же люди про него думают.
 Исходя из того, что в среднестатистическом социуме сплетни (то есть обсуждение поведения, одежды, личных взаимоотношений и так далее других людей) очень популярны как среди женщин, так и среди мужчин, то стоит предположить, что программа «что о нас подумают люди?» сидит в каждом из нас в той или иной степени важности.
Думаем, Вы уже нащупали логическую цепочку событий, из которых складывается наша жизнь. Как часто мы советуем что-то людям, а они отвечают, что не могут так поступить, потому что их не так воспитали. Они будут страдать, но своей реакции на события, причиняющие им боль, не изменят! И не потому что они не хотят менять свое поведение. Если судить по фантастическим рейтингам продаж книг, о том, как изменить свою жизнь, стать успешным, богатым и так далее, то можно смело утверждать, что большинство людей:
1. Не довольны качеством своей повседневной жизни.
2. Хотят улучшить качество своей жизни волшебным способом, по принципу на раз и готово, я богатый, успешный, привлекательный и так далее.
Удивляет одно, почему не смотря на количество авторов, знающих как сделать человека таким, каким он хочет, и на то, что осталось мало людей у кого в библиотеке нет хотя бы одной книги о том, как приобрести желаемое качество жизни, количество людей у которых это реально получается в повседневной жизни не так уж и много.
Это легко объяснимо, когда понимаешь процесс работы нервной системы.  (читай статью Старый сон - стандартная реальность)
Прочитали? А теперь, на примере расскажем что и как происходит в детстве с нашей нервной системой.
Пример построения нейронных связей нервной системой,или почему взрослого  человека могут постоянно унижать, а он совсем не может дать отпор, просто плачет, например, или идет и наедается пирожных или замыкается в себе и не может ни с кем общаться. Что бы ни делал человек, какими практиками бы ни занимался в ситуации, когда его унижают, он реагирует всегда одинаково. Он  осознает, что нужно отреагировать иначе. Это типичный пример импринта, когда всего на одно, но сверхэмоциональное событие человек отреагировал определенным образом и всю жизнь нервная система будет в подобном сценарии жизни выбирать единственную для нее реакцию. Обычно ипринты, связаны с очень близкими любимыми людьми.
Возвращаемся в его или ее детство.

Вот так получаются импринты.

Представьте такую картину. Детский садик. Вечер. Детей приходят забирать родители. Раздевалка полна детей. В отличном настроении ребенок выбегает из группы к любимой маме. Он счастлив, потому что его только что хвалила воспитательница, его друг тоже выбегает вместе с ним к своей маме. Мама друга обнимает и целует своего ребенка, угощает его вкусной конфетой. Ребенок летит к своей маме, но вдруг лицо мамы перекашивается от гнева, она видит, что костюмчик на ребенке перепачкан в пластилине, жирные пятно вряд ли отстираются. И вместо объятий , поцелуя и конфеты ребенок слышит страшные слова из уст любимой им мамы. Это происходит в присутствии его друга и других детей. Родная мама унижает его в глазах тех, с кем он проводит большое количество времени и чье мнение о нем уже ему не безразлично. И вот в это момент на высочайшем контрасте противоположных эмоций и создается импринт, то, что сейчас сделает ребенок в ответ на унижение, он будет делать всю жизнь. Вариантов масса. Он может заплакать, он может развернуться и уйти в группу, он может на какое-то время онеметь от испуга, может даже ударить свою маму. Может просить прощения и испытать невероятное чувство вины. Может почувствовать свою не нужность, никчемность и так далее…
 И ребенок и мама могут забыть об этом событии, но нервная система построила практически неразрушимую нейронную связь. И ребенок, а потом взрослый всегда на унижение будет реагировать одинаково. Плакать, унижаться дальше и просить прощение, убегать, бить обидчика и так далее.

Вот так получается кондиционирование.

Маленькая девочка собирается гулять. Ее собирает на прогулку бабушка. Одевает ее тепло, но не современно. Девочку дома называют красавицей, принцессой, она считает себя самой лучшей, исключительной и так далее. Семья только переехала в новую квартиру, и девочка впервые идет во двор. Радостная, в предвкушении новых знакомств, игры с детьми, она бежит на детскую площадку, на которой много детей мальчиков и девочек. Все смотрят на нее и на то, как она, по их мнению, глупо и уродливо одета. Девочка лидер начинает смеяться над маленькой девочкой и говорить обидные слова, все остальные подхватывают. Девочка плачет, и идет играть одна. Когда приходит домой, она рассказывает об этом случае бабушке. Бабушка успокаивает девочку и дает ей вкусное пирожное. Девочка снова чувствует свою исключительность. На следующий день все снова повторяется. Так продолжается пока детям не надоедает эта забава, и они принимают ее в свою компанию. Но нервная система за это время выстроила достаточно прочную нейронную связь.
Унижение, затем слезы, игра в одиночестве, пожалели, съела пирожное и все замечательно. Сколько взрослых женщин живет по такой схеме, боятся унижений, живут в одиночестве, жалеют себя и много едят, чтобы почувствовать свою исключительность?

Вот так проходит обучение.

Это знакомо многим, особенно когда обучение проходило без внутренней мотивации. Мы не будем приводить примеры обучения. Вы сами знаете, как трудно удержать в голове знания, которые не интересны, и нет никакого достойного мотива, чтобы запоминать урок.
Но вот приходит отец и достает ремень. Весомый мотив за то чтобы выучить урок. Но наступает время отвечать урок, а в голове пусто. Нервная система не закрепила нейронные связи.
Но если вы честолюбив, вам во всем нужно быть лучшим, уроки  будут запоминаться легко, новый материал по все предметам схватывается на лету.
Или вы приняли несгибаемое решение стать великим музыкантом, уроки в музыкальной школе даются легко, но зачем музыканту химия? И химические формулы не лезут к вам в голову. Хотя если мама скажет, что в музыкальную школу Вас не пустят, пока по химии не будет твердой четверки, ваша нервная система начнет понимать материал и даже какое-то время сохранять в голове.
 Мы разобрали только по одному примеру на каждый тип нейронных связей. Только представьте, сколько событий происходило в вашем детстве! Может быть теперь, вы осознаете, какую роль в нашей жизни имеет осознанное отношение к воспитанию детей. Как важно объяснить ребенку, что от того как он отреагирует на то или иное событие в жизни будет зависеть вся его жизнь!
А что же делать нам взрослым?  Неужели ничего нельзя поправить? Конечно можно! Как это сделать читайте в статьях категории практики трансформации самого себя.