Когда я зла, а зла всегда я

Светлана Гойхман
Злость проживает в каждом из нас, но лишь немногие соглашаются с очевидным фактом.
«Злость, как и похоть, в приступе своем не знает стыда» - Джордж Сэвил Галифакс.
Еще от рождения в нас воспитывают добродетель, приводя в пример злобу, как постыдное, порочное проявление натуры, слабость характера. Может это и правильно, однако наступает день, момент, когда ты не в силах справиться со злобой, порожденной собственным бессилием. Ты пытаешься утихомирить негативные чувства, быстро растущие внутри тебя, но как ни стараешься, только лишний раз убеждаешься – взрыв неизбежен. А твои старания подобны сухим дровам, благотворному топливу, сгорает, растворяясь бесследно в гневе, бешенстве, ярости, злобе. И вот ты уже напоминаешь себе «Великолепного Гошу» бегущего ранним утром в одной пижаме с чугунной сковородой в руках, чтобы «укокошить» дворничиху, тетю Глашу…
Впрочем, разовая злость не так страшна, в сравнении с хронической озлобленностью. Это чувство, прижившееся в человеке, плюет на мир ядовитыми парами, миазмами. С таким подвидом злости едва не каждый день мы сталкиваемся в общественных местах. Злость  имеет различные формы, стадии развития и у кого-то она только начинает процветать, закипает медленно, разгораясь легким гневом, затихает, успокаивается. Медлительная злость чревата последствиями. Она либо погаснет так и не разгоревшись, либо тихим сапом копит болезненные «дрова», чтобы потом взорваться, легко воспламеняясь напалмом выделяя густой черный ядовитый дым. Однако встречаются натуры «легкого горения», моментально воспылав злобой, натворят ошибки, глупости, и также быстро, легко угасают, затихают как бы сами собой. Только вот прежде успевают испепелить вокруг себя злостным огнем большинство неповинных людей.
Злости пора ставить памятник, этакую стелу с вечным огнем у подножия. И как бы не было стыдно, а каждый из нас хоть единожды, но испытал чувство злости за свою жизнь. Добродетель, сестра-близняшка Злости. «Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью» - Сюньдзы.
Моя злость из подвидов – бессилия. Как сказал Жан Жак Руссо: «Всякая злость происходит от бессилия». В народе существует мудрость: «Тихие люди – страшные люди». Волей-неволей сталкиваешься с правдоподобием народной мудрости. Мне не хочется мстить и тем паче у меня нет желания жить с затаившейся злобой, согревая ее, взращивая и накапливая малыми дозами до безумно-страшных пропорций. Потому как сама за собой хорошо знаю черту: «В гневе – я «прекрасна»!», но лучше бы с этой прелестью никто не знакомился. Хотя надо отдать должное, как только ты разозлишься и «рявкнешь», сразу же получаешь то, чего пытался достичь добродетельностью. Но бродить по миру с миниатюрной искрой злости я также не намерена, а потому отправляюсь на поиски рецептов, советов, по исцелению от злобы в самой себе.
Досчитайте до пяти. – Далее предупреждают, первое время будет трудно, потом привыкните. Как я понимаю, трудность состоит не в подсчете, а в привыкании. Импульсивным людям данный рецепт только вреден. Они быстры на расправу, поэтому лучше дать один раз высказаться, чем томить энергичного человека пять секунд, а в результате получить двойную порцию гнева.
Проявите мудрость! – В этом случае намекают на нашу мудрость. Только вот о какой мудрости идет речь, когда « я зол, а зол всегда я….»
Оставьте неприятности на своем месте. – На этот раз нам «намекают» угрожая, что если не оставим, наживем себе врага. Вот интересно, в момент злости человек, дающий подобный совет осознает, что жертве злости уже все равно один у него враг или два. Он зол и этим все сказано.
Нервные клетки восстанавливаются, но...  – Единственное правдивое предупреждение с медицинской точки зрения и как дополнение – напоминание: память не даст быстро забыть ссору с близким человеком. Это правда, память коварна…
Все пройдет. – «Ветреное» обещание. Потому как следом идет оговорка на память. Долго помним, легко вспоминаем. Возвращение в исходное русло злости – обеспечено.
Цените и берегите друг друга. – А вот здесь предлагается форма сравнения. Вы берете человека, кому живется хуже вашего, и начинаете сравнивать его жизнь со своей. Подразумевается, что в какой-то момент вы обязательно должны испытать чувство стыда перед ним. Получается, что к злости присоединяется еще и чувство вины. Неужели мало того, что мы сами невольники, рабы агрессии, гнева, ярости, пытаемся исцелить себя, излечить, а вместо этого усугубляем свое состояние, чувством вины. Удобный метод лечения, из двух «зол» «больной» выбирает – вину.
Психологи, люди образованные, только вот как они не поймут элементарного: «Злоба, как и любовь, не химическое вещество, а органическое, как дрожжи – закваска. Крошечная доля заквашивает все». – Л.Н.Толстой
Психологи советуют бороться со злостью, как совершенно непродуктивным, и более того - разрушительным чувством. Прежде всего, следует понять, в чем заключается причина злости.
Это из серии: «Сядь, расскажи, в чем злоба твоя таится?» Само собой разумеется, пока ты рассказываешь, испарятся и гнев и ярость. Только вот не бесследно растворяться в воздухе, она просто перекочует из одного органа в другой. К примеру, из сердца злость ушла в печенку.
Иногда злость является делом привычки. Если человек вырос в среде, где злость - это нормальная реакция на какой-либо проступок, то и его реакция будет такой же. Злость также может быть вызвана страхом или психической травмой. Здесь злость выступает в роли защитной реакции.
И только я обрадовалась правильным словам, как тут же получила «удар» в область солнечного сплетения. Далее следовали рекомендации, как подавить негативное чувство. Итак, вариант второй:
1. Дышите ровно. Когда вы понимаете, что теряете над собой контроль, ваш пульс учащается, вы начинаете быстрее дышать, циркуляция крови ускоряется. Равномерное дыхание может привести вас в норму.
Ага, значит просто дышать. Что ж дыхательная гимнастика, метод «вздоха и выдоха» - панацея от всех бед. Сомнительно, опять же я исхожу от своей личной персоны. Мне надо сиюминутно, моментально, а лучше – вчера.
2. Попытайтесь сказать себе: "Я могу справиться со своей злостью. В гневе люди говорят не то, что думают".
Убеди себя сам! Исцели себя сам! Помоги себе сам! Здравствуйте. Снова предлагают заняться само…удовлетворением, оправданием. Вот что любопытно, оправдывать я должна того, кто сеет, порождает во мне зло. И он, стало быть, «божий одуванчик», а я исчадие ада.
3. Позвоните другу и расскажите, что вас раздражает. Если вас кто-нибудь выслушает и попытается понять, то вам станет гораздо легче.
Вот это правда, с этим я полностью согласна. Только вот как-то непорядочно, получается, эксплуатировать чужие, даже если это ваш лучший друг, уши. И разве сразу после этого, если перед вами не психиатр которому вы оплатили «прослушивание», так вот разве сразу после разговора у вас не возникнет чувство стыда? Не надо забывать и о чувстве вины. Потому как оно неразлучно со стыдом.
4. Выстройте у себя в голове план ваших дальнейших действий и высказываний. Когда человек злится, то его мысли и действия спонтанны. Выстроив план, вы сможете взять под контроль свою злость.
«Хороший» совет. Предлагается задуматься, выстроить план…мести? Конечно, убивать вы никого не планируете, но любой план подразумевает – развитие. Следовать пунктам выстроенного плана, значит возвращаться к своему состоянию снова и снова. Тогда как в действительности хочется обратного – избавления, а не возвращения.
5. Если вы понимаете, что вас очень разозлили, то постарайтесь избегать употребления алкоголя. Алкоголь может усугубить вашу злость, и обуздать ее тогда будет гораздо сложнее.
Разумно и правдиво. Гнев действительно бывает с «душком». Зачастую выход ищет не алкоголь, а пьяная злоба, одурманенная злость. А если на грудь принял человек выросший в среде, где злость - это нормальная реакция на какой-либо проступок, то и его реакция будет аналогична сорока градусам.
Психология – тонкая наука, настолько тонкая, что никогда не называет вещи своими именами. Она всегда находит подмену понятий, заменяя злобу гневом, гнев вялотекущей яростью. А так как я не психолог, то предпочту говорить, так как злость выглядит в действительности.
Воспитанному человеку в обществе тяжело, в озлобленной среде обитания – тяжелей вдвойне. Из последних сил он пытается не уподобляться обидчикам, сквернословам, злым, жестоким людям. Коих немало в нашем обществе. Мы не умеем управлять собственным гневом, и прибегать к методике западных психологов – по большей мере, жестоко. Наш менталитет не располагает к «избиванию манекена», не располагает к душещипательным беседам. Выстраивать планы мы можем только в одном случае – в случае мести. Мы, как и жители большинства стран, расположены к ответной агрессии. И если в раннем возрасте нас этому не обучали, не прививали искусство мести, коварства, злости, то с возрастом жизнь вносит свои коррективы.
Лучше всего об этом говорят стихи Евгения Евтушенко:
«Злость» 1955год.
Мне говорят, качая головой:
"Ты подобрел бы. Ты какой-то злой".
Я добрый был. Недолго это было.
Меня ломала жизнь и в зубы била.
Я жил подобно глупому щенку.
Ударят - вновь я подставлял щеку.
Хвост благодушья, чтобы злей я был,
одним ударом кто-то отрубил!
И я вам расскажу сейчас о злости,
о злости той, с которой ходят в гости,
и разговоры чинные ведут,
и щипчиками сахар в чай кладут.
Когда вы предлагаете мне чаю,
я не скучаю - я вас изучаю,
из блюдечка я чай смиренно пью
и, когти пряча, руку подаю.
И я вам расскажу еще о злости...
Когда перед собраньем шепчут: "Бросьте!..
Вы молодой, и лучше вы пишите,
а в драку лезть, покамест не спешите",-
то я не уступаю ни черта!
Быть злым к неправде - это доброта.
Предупреждаю вас: я не излился.
И знайте - я надолго разозлился.
И нету во мне робости былой.
И - интересно жить, когда ты злой!

Вот уж действительно: «Добро должно быть с кулаками» - М. Светлов.

«Каждый может разозлиться – это легко; но злиться на того кого нужно, и настолько насколько нужно, и тогда когда нужно, и по той причине по которой нужно, и так как нужно – это дано не каждому». Аристотель.
Моя злость без изыска, обыкновенная злость на несправедливость, невозможность отстоять собственное мнение. Радует миниатюрная форма моей злости и уже к утру завтрашнего дня она раствориться бесследно, ибо объект, породивший во мне негативные чувства не достоин большого внимания с моей стороны. Однако память, как и обещали психологи, из недр выуживает залежавшиеся архивные данные злобного прошлого. Бывали моменты, когда злость обуревала до такой степени, что казалось, достаточно было выпустить меня на арену и бои без правил обеспечены, были бы тогда повержены ниц олимпийские гладиаторы. В жизни оказалось все иначе, злость находила выход в злословии. Да-да, уподобившись кому-то где-то и когда-то, отвечала звонкой монетой язвительных фраз. «Злословить, и остро при этом, весьма приятно милый мой. Ведь было сказано поэтом: Злословье греет нас зимой. И освежает жарким летом». - Лопе де Вега. Да и потом, язык – самая сильная мышца в человеческом организме.
Месть, планирование, исцеление и управление гневом, злостью – весьма индивидуально. Подышав в пакетик, не стоит рассчитывать, что ранним утром вы проснетесь белой и пушистой. Как не рекомендую увлекаться «ушами» друзей. Информация – подобна оружию, негативная информация – атомная бомба, ядерный запас. И как правильно заметили психологи, в гневе мы выдаем пикантную информацию, не задумываясь о последствиях. Не предусмотрены злобой ни катакомбы, ни бомбоубежища.   
Самый банальный способ – написать письмо. Не на компьютере, не на пишущей машинке, а самой обыкновенной ручкой на листе бумаги. В идеале писать без обращения, потому как, обращаясь к кому-либо, мы осознанно или бессознательно подбираем слова, оправдывающие нашу злость, и напротив сгущаем краски описывая «виновника» злобного торжества. Второй простейший способ – альбом, краски, карандаш, уголь. Пишите картину, попытайтесь выложить чувства на чистый лист бумаги. Могу спорить, вы напишите очень даже позитивную картину. Чего стоит старый, добрый, забытый пластилин. Лепите «горбатого» к стенке – выздоровление не заставит себя долго ждать. Пазлы, тоже выход из гнева. Чем больше фигурок – тем дальше злость. Лего, конструктор, фотография, резьба по дереву. Да хоть чеканка – долбите соседским «врагам» назло. Занятие надо давать не голове, а тупому, монотонному умственному как кажется на первый взгляд, бездействию. Работая руками – мы освобождаем «голову» от ответственности, вот тогда она и приступает к работе, раскладывая все по местам, на полочки. Если вы задаетесь вопросом, с чего вдруг я заделалась знатоком человеческой психологии и по какому праву считаю правильным давать советы, то я отвечу вам просто: личный опыт плюс научные доказательства. Ранее упоминалось, что злость обитает в нашем организме, живет внутри нас. Да, это правда. Кто-то решит, что она обитает в области печени, кто-то проведет параллель с желудком (язва), кто-то прячет мстительную злобу глубоко в сердце. На самом деле все мы заблуждаемся - злость  владеет зрением. Она – наши глаза:  «У обоих чуть глаза не вылезли от злости. Баба эта тут же вскочила с рачьими глазами, что-то своему товарищу вжик, Дзяк! Голосом.  Тот мигом ей, уже по-человечески – ликвидируйте сами, если имеете желание!»
Наши глаза – обязаны созерцать прекрасное, доброе, высокое, совершенное. Агрессия никогда не слыла красавицей. Обратите внимание, когда человек улыбается, он приводит в действие семнадцать мускулов, тогда как агрессия применяет мускульную армаду и все равно проигрывает … вашей улыбке.
Улыбайтесь и не смотрите туда, где«…Быть злым к неправде - это доброта.
                Предупреждаю вас: я не излился.
                И знайте - я надолго разозлился...»