Обряд

Роза Исеева
С самого рождения внука, при мысли, что ему придётся пройти обряд обрезания, я начинала переживать. В такие моменты холодный разум покидал меня, казалось, безвозвратно. Внутренние уговоры, что миллионы детей в мире проходят это, не успокаивали. Поистине «своя рубашка ближе к телу». И вот внуку идёт седьмой год. Скоро в школу, да и по обычаю положено до 7 лет. Откладывать некуда, был намечен день.
Сын поехал за детским хирургом. Волнуясь и тревожась, стали ждать. Как никак операция. Все до единого собирались присутствовать при ней, или хотя бы находиться рядом. Каждый считал, что только его поддержка способна подбодрить мальчика.
Внук же, напротив, был очень спокоен и совершенно отвлечён от предстоящего. Не обращая ни на кого внимания, «вёл войну» с невидимым врагом, бегая из комнаты в комнату, целясь,  шумно озвучивая стрельбу и выкрикивая команды.
Ожидая, мы как-то сразу оказались не у дел. Неуклюже толпились, поглядывая друг на друга, как бы  стараясь выяснить, кто насколько спокоен. Внешне спокоен был только дед, который  читал газету. Да чересчур частое шуршание листов выдавало и его волнение. Меня почему-то понесло ещё раз протереть пол в прихожей, хотя он и так блестел. Да и весь дом сиял и сверкал. Казалось, что чистота даже повисла в воздухе и вот-вот можно услышать её хруст.
Не зная, что ещё может пригодиться, сноха стала заново перебирать отглаженные и сложенные в стопочку постельные принадлежности. Внучки постарше принялись пересматривать заготовленные подарки и договариваться, в какой очерёдности преподнесут их братику, чтоб не сразу заваливать его ими, а по мере  предполагаемых  болезненных капризов. Дочь взялась переставлять и  перетирать и без того безупречно помытые фрукты в вазе. Двухлетний внук, почувствовав непривычность обстановки, стал жалобно хныкать и проситься на руки.
 
С чемоданчиком в руке вошёл известный специалист в городе по части обрезания  Курбан. Увидев насторожившегося «больного» и напрягшихся родственников, с ходу вдруг заявил, что ничего делать не будет сегодня, а  только обследует. Я невольно облегчённо вздохнула. Но чуть позже поняла, что это был всего лишь психологический трюк, предназначенный для маленьких пациентов. Выполнив  указания  врача по приготовлению постели и уложив внука, наобещав ему кучу подарков, мы вдруг дружно, не сговариваясь, ринулись к выходу. Мужество покинуло нас, и неожиданно у всех  оказались во дворе неотложные дела. Вслед нам, улыбаясь, смотрел Курбан. В доме, конечно же, остался сын. Кто же, как не отец, должен быть рядом.

Ни с того, ни с сего  дед принялся рубить дрова. Хотела было остановить, но не стала. Пусть рубит. Отвлечётся, да и зимой пригодятся. Дочь рьяно начала уничтожать на грядках все видимые и невидимые сорняки. Внучки, надев наушники, делали вид, что  наслаждаются музыкой. Сноха скрылась в летней кухне. Оттуда послышался шум воды и звон посуды. Я же, взяв на руки младшего, ушла подальше за ворота. Боль за внука  погнала меня куда-то, не давая ни сесть, ни остановиться. 

Вернувшись, обнаружила, что дед ходит по кругу, заложив руки за спину. Дочь, оставив грядки, задумчиво наблюдает за воробьями. Сноха, со щёткой для мытья посуды в руке, сидит на ступеньке, прислонившись к перилам. Притихшие внучки рассматривают  тянущийся, непонятно куда и откуда, муравьиный караван.
Зависла редкая в нашем дворе тишина. Никогда не думала, что она может быть такой подавляюще величественной в своём победоносном молчании.
Из дома – ни звука …
Открылись двери. Вышел сын. Вопросительно уставившись на него, все замерли. Но, услышав, что всё  прошло благополучно, мы, толкаясь, прытко взбегая по ступенькам, обгоняя друг друга, радостно восклицая, ринулись теперь уже в дом. По дороге я шептала  все пришедшие на память ласкательно-уменьшительные прилагательные  для внука и благодарные слова  всевышнему.

Вот теперь можно потихоньку готовиться к празднованию этого события. Да, друг деда обещал подарить коня, мол, как никак внук джигитом станет. На красиво украшенном коне, в национальном костюме он непременно должен совершить почётный круг перед собравшимися гостями. (Костюм придётся шить на заказ). Получит множество подарков. В основном одаривают деньгами. (Как бы их не растерять в суматохе). Во второй половине празднования надо будет переодеть в костюм с бабочкой. Где же его бабочка? Надо будет найти. Сколько же гостей пригласить? Придётся ресторан заказывать. Не пригласишь – обидятся  «на всю жизнь». И дальним родственникам пораньше сообщить, чтоб успели приехать. Ещё надо …. Ой, о чём это я…. Бегу, внучек!